Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям

Об использовании средств защиты при эксплуатации тюбингов.

Информация по предупреждению травматизма и гибели людей

Постоянно действующая комиссия по координации работы по содействию занятости населения Могилевского райисполкома информирует.

Гражданам, включенным в соответствии с пунктом 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015г.№3 «О содействии занятости населения» в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, будет необходимо оплачиватьс 1 января 2019г. горячее водоснабжение  и с 1 октября 2019г. газоснабжение(при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов) и теплоснабжениепо ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2018г.№ 314)

Для оказания содействия в трудоустройстве гражданамнеобходимо:

-посетить заседание постоянно действующей комиссии, которое проходит по 1,3 вторникам месяца ( 1-й вторник- в зале заседаний райисполкома по адресу: г. Могилев, ул.Челюскинцев,63а( 3 этаж) в 9.00, 3 вторник-проводится выездное заседание комиссии на территории  Могилевского района ( место , время проведения и интересующую информацию можно уточнить по телефону 65 05 99) ;

- обратиться в отдел занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома с необходимыми документами (информацию уточнить по телефону 74 46 70);

Если граждане работают или получают образование за пределами РБ, в комиссию по координации работы по содействию занятости населения необходимо представить подтверждающие документы ( информация по тел.65 0599).

В настоящее время отдел занятости населения может предложитьболее 400 вакансий в Могилевском районе, а также вакансии в г.Могилеве.

Мы находимся по адресу: г.Могилев, ул.Челюскинцев,63а  каб. №6 икаб. №7 (1 этаж Могилевского районного исполнительного комитета).

Уважаемые родители!

Информируем вас о начале подписки на 1 полугодие 2019 года!

Основываясь на лучших традициях прессы и учитывая актуальные запросы читателей, издательство “Пачатковая школа” выпускает 13 детских познавательно-игровых журналов, которые, развлекая, ненавязчиво учат и воспитывают:

  • Топа (индекс вед. 012562)
  • Топа. Вырезалочка (индекс вед. 003272)
  • Я сам! (индекс вед. 004632)
  • Рюкзачишка (индекс вед. 010902)
  • Рюкзачишкины прописи (индекс вед. 003292)
  • Рюкзачок (индекс вед. 0001572, 009602 (+CD))
  • Рюкзачок. Мир путешествий (индекс вед. 010892)
  • Рюкзачок. Веселый зоопарк (индекс вед. 010872)
  • Юный техник и изобретатель (индекс вед. 002002)
  • Отличник. 1 класс (индекс вед. 748872)
  • Отличник. 2 класс (индекс вед. 003062)
  • Отличник. 3 класс (индекс вед. 003042)
  • Отличник. 4 класс (индекс вед. 003052)

Убедительно просим оказать информационную поддержку издательству в подписной кампании. 

Консультация по профилактике суицидов для взрослого населения

Cуицидaльный чeлoвeк не  пpocит o пoмoщи, но это не oзнaчaeт, что пoмoщь нe нужнa. Люди, кoтopыe уxoдят из жизни, не xoтят умиpaть — они хотят перестать переживать тяжелую жизненную ситуацию. Cуицид — этo oтчaяннaя пoпыткa избeжaть cтpaдaний, кoтopыe cтaли нeвынocимыми. Ocлeплeнный чувcтвaми oтвpaщeния к ceбe, бeзнaдeжнocтью, изoляциeй, cуицидaльный чeлoвeк нe видит никaкoгo cпocoбa нaйти пoмoщь, кpoмe кaк чepeз cмepть. Ho, нecмoтpя нa cтpeмлeниe к пpeкpaщeнию бoли (физической или душевной), бoльшинcтвo cуицидaльныx людeй глубoкo кoнфликтуют c пpeкpaщeниeм жизни. Oни жeлaют, чтoбы былa aльтepнaтивa caмoубийcтву, нo пpocтo нe видят ee.

Пpeдoтвpaщeниe, пpoфилaктикa cуицидa нaчинaeтcя c пpизнaния пpeдупpeждaющиx знaкoв и cepьeзнoгo к ним oтнoшeния. Ecли cчитaeтe, чтo дpуг или члeн ceмьи paccмaтpивaют caмoубийcтвo, вы мoжeтe бoятьcя paccкaзaть oб этoм. Ho oткpытый разговор o cуицидaльныx мыcляx и чувcтвax мoжeт cпacти жизнь.

Bocпpинимaйтe любыe cуицидaльныe paзгoвopы или пoвeдeниe cepьeзнo. Этo нe пpocтo пpeдупpeдитeльный знaк, чтo чeлoвeк думaeт o caмoубийcтвe — этo кpик o пoмoщи. Бoльшинcтво людей, задумавших суицид,  дaют пpeдупpeждaющиe знaки или cигнaлы o cвoиx нaмepeнияx. Лучший cпocoб пpeдoтвpaтить cуицид — pacпoзнaть эти пpeдупpeждaющиe знaки и знaть, кaк peaгиpoвaть, ecли иx зaмeтили.

Ocнoвныe пpeдупpeждaющиe знaки включaют в ceбя paзгoвopы oб убийcтвe или пpичинeнии вpeдa caмoму ceбe, paзгoвopы или пиcьмa o cмepти, a тaкжe пoиcк пpeдмeтoв, кoтopыe мoгут быть иcпoльзoвaны в пoпыткe, нaпpимep, opужиe, тaблeтки. Эти cигнaлы eщe бoлee oпacны, ecли у чeлoвeкa ecть снижение нacтpoeния, aлкoгoльнaя зaвиcимocть, пpeжниe пoпытки или ceмeйнaя иcтopия cуицидa. Люди, кoтopыe чувcтвуют ceбя бeзнaдeжнo, гoвopят o «нeвынocимыx» чувcтвax, пpeдcкaзывaют мpaчнoe будущee, зaявляют, чтo им нeчeгo ждaть.

Дpугиe пpeдупpeждaющиe знaки, укaзывaющиe нa cуицидaльные намерения, включaют дpaмaтичecкиe кoлeбaния нacтpoeния или внeзaпныe измeнeния личнocти, когда, например, аккуратный человек становится безразличным к своей внешности, ответственный – теряет интерес к работе, меняется аппетит, режим сна и др.

  Пpeдупpeдитeльныe пpизнaки cуицидa:

  • Любыe paзгoвopы o cуицидe, тaкиe кaк «Жaль, чтo я poдилcя», «Ecли бoльшe тeбя нe увижу», «лучшe бы я умep».
  • Пoиcк cмepтeльныx cpeдcтв — пoиcк дocтупa к opужию, тaблeткaм, нoжaм, дpугим oбъeктaм, кoтopыe мoгут быть иcпoльзoвaны пpи этoй пoпыткe. Oзaбoчeннocть cмepтью
  • Heoбычнoe внимaниe к cмepти, нacилию. 
  • Heт нaдeжды нa будущee. Чувcтвa бecпoмoщнocти, бeзыcxoднocти, тупикa («Heт выxoдa»). Bepa в тo, чтo вeщи никoгдa нe улучшaтcя, нe измeнятcя. Oтвpaщeниe, нeнaвиcть к ceбe 
  • Чувcтвa никчeмнocти, вины, cтыдa, нeнaвиcти к ceбe. Чувcтвo, кaк бpeмя («Bceм былo бы лучшe бeз мeня»). Пpивeдeниe дeл в пopядoк 
  • Coздaниe зaвeщaния. Oткaз oт цeннoгo имущecтвa. Пpoщaниe
  • Heoбычныe или нeoжидaнныe визиты, звoнки ceмьe, дpузьям. Пpoщaниe c людьми, кaк будтo иx бoльшe нe увидит. Уxoд oт дpугиx – oткaз oт oбщeния c дpузьями, ceмьeй. 
  • Пoвышeниe coциaльнoй изoляции. Жeлaниe ocтaтьcя в oдинoчecтвe.
  • Caмopaзpушитeльнoe пoвeдeниe — увeличeниe упoтpeблeния aлкoгoля или нapкoтикoв, бeзpaccуднoe вoждeниe, нeбeзoпacный ceкc. Пoнимaют нeнужныe pиcки, кaк будтo имeют «жeлaниe умepeть».
  • Bнeзaпнoe чувcтвo пoкoя — внeзaпнoe чувcтвo cпoкoйcтвия и cчacтья пocлe дeпpeccии мoжeт oзнaчaть, чтo чeлoвeк пpинял peшeниe coвepшить caмoубийcтвo

Ecли зaмeтили пpизнaки caмoубийcтвa, можно ли спрашивать у человека об этом? Однозначно, ДА! Чeм cкopee, тeм лучшe.

Cпocoбы нaчaть paзгoвop o cуицидe:

ü«B пocлeднee вpeмя мeня бecпoкoит….»

ü«Heдaвнo зaмeтил нeкoтopыe измeнeния у вac и пoдумaл, кaк вы пoживaeтe».

ü «Я xoтeл c вaми пoгoвopить, пoтoму чтo вaшe пoвeдeниe пoкaзaлocь мнe нeoбычным».

üBoпpocы, кoтopыe мoжнo зaдaть:

ü«Koгдa нaчaли чувcтвoвaть ceбя тaк?»

ü«Cлучилocь ли чтo-тo, чтo зacтaвилo нaчaть тaк ceбя чувcтвoвaть?»

ü«Kaк я мoгу пoддepжaть вac ceйчac?»

 

Что нe нaдo дeлaть:       

üCпopить c cуицидaльным чeлoвeкoм. Избeгaйтe гoвopить тaкиe вeщи, кaк: «У вac ecть тaк мнoгo вceгo, чтoбы жить», «Caмoубийcтвo пoвpeдит вaшeй ceмьe» или «Пocмoтpитe нa яpкую cтopoну».

üЗaкoн шoкa, нe читaйтe лeкции o цeннocти жизни или oшибoчнocти cуицидa.

üOбeщaть кoнфидeнциaльнocть. Oткaжитecь oт пpиcяги нa тaйну. Ha кapту пocтaвлeнa ​​жизнь, и вaм пoтpeбуeтcя пoгoвopить c пpoфeccиoнaлoм в oблacти пcиxичecкoгo здopoвья, чтoбы coxpaнить чeлoвeкa в бeзoпacнocти. Ecли oбeщaeтe дepжaть oбcуждeния в ceкpeтe, вaм, пpидeтcя нapушить cлoвo.

üПpeдлaгaть cпocoбы иcпpaвить пpoблeмы, дaвaть coвeты, или зacтaвлять пoчувcтвoвaть, чтo дoлжны oпpaвдaть cуицидaльныe чувcтвa. Peчь идeт нe o тoм, нacкoлькo плoxa пpoблeмa, нo кaк cильнo этo вpeдит вaшeму дpугу или любимoму чeлoвeку.

üBинить ceбя. Bы нe мoжeтe «иcпpaвить» чью-тo дeпpeccию. Cчacтьe, или eгo oтcутcтвиe, нe вaшa oтвeтcтвeннocть.

 

Слeдующиe вoпpocы пoмoгут oцeнить нeпocpeдcтвeнный pиcк cуицидa:

У вac ecть плaн caмoубийcтвa?

Ecть тo, чтo нужнo для выпoлнeния плaнa (тaблeтки, пиcтoлeт)?

Знaeтe, кoгдa этo cдeлaeтe?

Coбиpaeтecь paccтaтьcя co cвoeй coбcтвeннoй жизнью?

Чем больше положительных ответов, тем выше риск совершения суицидальной попытки

Есали человек высказывает суицидальные намерения, то:

  • Необходимо советовать,  поощрять мысль о необходимости посещения квалифицированного специалиста: психолога, психотерапевта.
  • Стараться не оставлять человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо быть поблизости от больного, спрятать из его поля зрения любой предмет, которым можно нанести физический вред, проинспектировать содержимое аптечки.
  • Нельзя без предписания врача заниматься диагностикой и самолечением суицидентов, рекомендуя выпить разрекламированный препарат. Любой фармакологический препарат обладает спектром побочных действий, и прогнозировать терапевтический ответ на лекарство – прерогатива специалистов. Тем более, нельзя успокаивать больного «спасительными сто граммами». Алкоголь, даже в минимальном количестве, влияет на работу головного мозга, обостряя депрессивные состояния.
  • Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил больной, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь». Важно переключить мышление возможного самоубийцы с раздумий о смерти на любую позитивную тему. Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.
  • Если суицидальная попытка принимает вид реальной угрозы, необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Об организации приема в первые классы

учреждений общего среднего образования

 Министерство образования обращает внимание, что в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283», которым внесены изменения и дополнения в Положение об учреждении общего среднего образования.

С 2018/2019 учебного года прием документов в I классы учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) будет осуществляться с 12 июня по 28 августа. В целях создания единых подходов к приему документов для зачисления в I классы УОСО считаем необходимым обеспечить следующее.

В соответствии с Положением о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 1493), городскими районными исполнительными комитетами и местными администрациями следует принять решения (при необходимости пересмотреть действующие решения) о закреплении за УОСО, расположенными на подведомственных им территориям, жилых домов (далее – микрорайон).

В УОСО должен быть издан приказ, утверждающий:

– ответственное лицо из числа заместителей директора УОСО за организацию и осуществление контроля за ходом приема документов в I классы;

– соблюдение единых сроков приема документов для зачисления детей в I класс с 12 июня 2018 г. по 28 августа 2018 г.;

– график приема документов в I классы, предусматривающий прием документов с понедельника по пятницу как в первой половине дня (с 8.00 до 13.00), так и во второй половине дня (с 15.00 до 20.00), а также в субботу;

– ответственных лиц из числа педагогических работников УОСО, которые будут осуществлять прием документов в I классы в соответствии с утвержденным графиком;

– иное.

Обращаем внимание, что прием документов в I классы УОСО должен быть осуществлен в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), статьи 270 Кодекса.

В первую очередь принимаются в I классы УОСО дети, проживающие в микрорайоне данного УОСО. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определенными ответственными за прием документов.

Для приема заявлений от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, считаем необходимым установить следующий порядок. Заявления принимаются руководителем УОСО в период с 12 июня 2018 г. по 28 августа 2018 г. во время приема граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений, в которой необходимо предусмотреть графы: фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (законного представителя) ребенка, обратившегося с заявлением; фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; адрес проживания; дата подачи заявления; иное. Прием документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений.

В случае обращения до 12 июня 2018 г. к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Информация о микрорайоне УОСО, порядке приема документов в I классы УОСО, в том числе и на свободные места, должна быть доведена до родителей (законных представителей) детей путем размещения на сайте УОСО, информационных стендах, информирования родителей будущих первоклассников на собрании и др.

Считаем необходимым контроль и координацию работы по приему документов в I классы УОСО, в том числе разрешение всех возникающих спорных вопросов, возложить на заместителей председателей рай(гор)исполкомов, заместителей глав местных администраций районов в городах, начальников управлений (отделов) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов.

 

Министр                                                                                 И.В.Карпенко

 

 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как говорить так, чтобы дети Вас слышали

Родители должны знать эффективные пути обращения с поведением детей, которое интерферируется с нуждами родителей. У всех родителей, естественно, есть свои потребности, они должны жить своей жизнью, иметь право испытывать радость и удовлетворение от самого существования. 

Часто родители создают более благоприятное положение в семье для детей, эти дети требуют удовлетворения своих нужд, но при этом невнимательны к нуждам родителей.

Что могут сделать родители, если они не принимают поведение ребенка? Как можно заставить ребенка считаться с нуждами родителей? В этой статье основное внимание уделено тому, как родители должны разговаривать с детьми, чтобы они выслушивали их чувства и считались с их нуждами.

Совершенно различные коммуникативные навыки требуются, когда ребенок создает для родителя проблему, и когда проблема возникает у самого ребенка.

В первом случае проблема - у родителей, в последнем - у ребенка. В этой главе рассказывается о навыках, требующихся родителям для эффективного решения проблем, возникающих у родителей.

Когда проблема у родителя

Важно понять концепт принадлежности проблемы конкретному человеку (родителю или ребенку).
Родители лучше понимают разницу в том, кому принадлежит проблема, когда они начинают ощущать свои внутренние чувства неприятия, досады, раздражения, фрустрации, обиды. Они могут испытывать напряжение, дискомфорт, наблюдая, что делает ребенок. Например, когда ребенок перебивает ваш разговор; пользуется без спроса вашими вещами; разбрасывает свои вещи; что-то портит и т.п. Все эти поведения нарушают законные требования родителей - актуально, либо потенциально. Поведение ребенка реально и прямо влияет на родителя: он не хочет, чтобы его ваза была разбита, разговор прерван и т.п.

Встретив такое поведение, родитель нуждается в помощи для себя, а не для ребенка. Нижеследующая таблица помогает понять различие между ролью родителя в случае, когда проблема - у него, и когда проблема у ребенка.
Проблема у ребенка Проблема у родителя
Ребенок инициирует коммуникацию. Родитель инициирует коммуникацию.
Родитель - слушатель. Родитель посылает сообщения.
Родитель - адвокат, советчик. Родитель оказывает влияние.
Родитель хочет помочь ребенку. Родитель хочет помочь себе.
Родитель - "звучащая доска". Родитель хочет выговориться.
Родителя облегчает для ребенка поиск самостоятельного решения. Родителя должен найти свое собственное решение.
Родитель принимает решение ребенка. Родитель должен быть сам удовлетворен своим решением.
Родитель исходно заинтересован в нуждах ребенка. Родитель исходно заинтересован в своих нуждах.
Родитель более пассивен. Родитель более агрессивен.

Когда проблема - у родителя, у него есть несколько альтернатив:

1) Он может постараться прямо повлиять не ребенка (изменить что-то в нем) - это конфронтация с ребенком.
2) Изменить окружающую обстановку (Например, если ребенок берет и разбрасывает ваш инструмент, купить ему собственный набор).
3) Измениться самому.

В этой главе рассматривается только 1-ая альтернатива: как родители должны конфронтировать с детьми, чтобы изменить их поведение, которое неприемлемо для родителей. В других главах рассматриваются другие альтернативы.

Неэффективные пути конфронтации с детьми.

99% родителей используют неэффективные методы коммуникации с детьми, когда поведение детей интерферирует (взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов) с нуждами родителей. В тренинге инструктор читают группе описание типичных семейных ситуаций (3 ситуации для детей различного возраста), где ребенок мешает, нарушает планы родителей.

Пример: Вы очень устали после работы и хотите сесть и отдохнуть. Вам хочется почитать газету. Ваш 5-летний сын хочет, чтобы вы поиграли с ним. Он тащит вас за руку, лезет на колени, мнет газету. Меньше всего сейчас вам хочется играть с ним.

Затем тренер просит каждого написать на листке бумаги в точности то, что каждый обычно говорит ребенку в такой ситуации. Затем читается 2-я ситуация, затем - 3-я. После каждой участники записывают свои ответы.

Пример 2: Ваш 12-летний ребенок пришел из школы, поел на кухне и оставил все после себя в беспорядке. А вы до этого потратили час на то, чтобы привести ее в идеальный вид. И т.п.

Опыт показал, что родители в этих типичных ситуациях действуют неэффективно, говоря детям то, что с большей вероятностью

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;
2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;
3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;
4) вызывает у ребенка чувство вины;
5) снижает степень самоуважения для ребенка;
6) заставляет ребенка защищаться;
7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

Большинство родителей шокировано этим открытием, т.к. они никогда не думали о том, какой эффект эти слова могут производить на детей. Мы описываем каждый из этих неэффективных путей вербальной конфронтации с детьми и указываем детально, почему они неэффективны.

Посылание сообщения типа "готового решения"

Были ли вы когда-нибудь уже готовы сделать что-нибудь значащее для человека (или изменить что-либо в себе), чтобы удовлетворить нужды другого человека, когда этот человек внезапно стал направлять вас, советовать вам сделать точно то, что и так собрались сделать?

Вероятно, ваша реакция была бы: "Я не нуждаюсь в том, чтобы мне об этом говорили". Возможно, вас бы стало раздражать, что другой человек не доверяет вам в достаточной степени и лишает вас шанса сделать что-нибудь для него сначала по вашей собственной инициативе.

Когда люди поступают так с вами, они "посылают решение" - это в точности то, что родители делают с детьми: они говорят им, что они должны делать, что им следовало бы сделать. Все ниже приводимые типы сообщений "посылают решение".

1) Приказание, команда:
"Уберешь эту грязь".
"Пойди найди кого-нибудь, чтобы поиграть" и т.п.

2) Предупреждение, угроза, предостережение:
"Если ты не сделаешь... - то пожалеешь"
"Я рассержусь на тебя, если ты не..."

3) Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
"Никогда не прерывай человека, когда он читает".
"Пожалуйста, поиграй в другом месте".
"Всегда убирай за собой".

4) Советы, предложения, решения:
"Почему бы тебе не пойти поиграть на улицу?"
"Разве ты не можешь положить вещи на место после того, как брал их?"

Эти типы вербальных сообщений передают ребенку ваше решение - и именно то, что вы считаете, он должен сделать. Вы не включаете его в решение. Первый тип сообщений приказывает ребенку принять ваше решение; второй - угрожает; 3-й - уговаривает; 4-й - советует.

Передача решений может привести к следующим эффектам:

1) Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение.
2) Проблема решения также несет следующий смысл: "Я не доверяю тебе в выборе твоего решения" или "Я не думаю, что ты достаточно чувствителен, чтобы найти способ помочь мне в моей проблеме".
3) Передача решения сообщает ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности ("Ты делаешь нечто неприемлемое для меня, поэтому единственное решение - делать то, что я говорю").

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они "теряют лицо". Неудивительно, что некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Но откуда может взяться ответственность, если родители лишают детей шанса делать что-либо самостоятельно и ответственно, исходя из нужд родителей.

Посылание "принижающих" сообщений

Эти сообщения передают порицания, осуждение, насмешку, критицизм, пристыжают. Эти сообщения делятся на следующие категории

1) Осуждение, критика, порицание:
"Ты несносный".
"Ты очень невнимательный".
"Ты должна лучше знать".

2) Высмеивание, обзывание, пристыживание:
"Тебе должно быть стыдно".
"Ты дрянь".

3) Интерпретация, диагноз, психоанализ:
"Ты просто хочешь привлечь к себе внимание".
"Тебе нравится испытывать меня, пока я не сойду с ума".
"Ты всегда хочешь играть там, где я работаю".

4) Обучение, инструктирование:
"Нехорошо перебивать других".
"Хорошие дети так не делают".
"А что, если я с тобой поступлю так же?"

Эти сообщения не одобряют ребенка как личность, подрывают его самоуважение, подчеркивают его неадекватность.

Эти сообщения вызывают следующие эффекты:

1) Дети часто испытывают чувство вины и угрызения совести, когда их оценивают или порицают.
2) Дети чувствуют, что родители несправедливы - "Я не сделал ничего плохого". "Я не хотел сделать плохо".
3) Дети часто чувствуют, что их не любят, чувствуют себя отвергнутыми: "Меня не любят, потому, что я сделал плохо".
4) Дети часто очень сопротивляются этим сообщениям. Прекратить поведение, которое мешает родителям, означает допустить, что родительское порицание или оценка справедливы. Типичная реакция: "Я тебе не мешаю" и т.п.
5) Часто дети возвращают бумеранг родителям: "Ты сам не всегда аккуратен" и т.п.
6) Возникает чувство неадекватности. Уменьшается самоуважение.

Эти сообщения действуют разрушительно на развитие "Я", на самооценку. Это становится в дальнейшем помехой во взрослой жизни. Все эти сообщения имеют деструктивный эффект.

Эффективные пути конфронтации с детьми.
"Ты-сообщения" и "Я-сообщения"

Различие между эффективной и неэффективной конфронтацией легко доказать родителям, если обратить внимание на посылку либо "Ты-сообщения", либо "Я-сообщения". Если проанализировать приведенные сообщения, то становится очевидно, что почти все они начинаются со слова "Ты" или содержат это слово. Все эти сообщения "Ты"-ориентированы.

"Ты ведешь себя как ребенок".
"Тебе бы следовало это сделать".
"Тебе должно быть это известно".

Но когда родитель просто сообщает ребенку, как некоторое неприемлемое поведение ребенка заставляет родителя неприятно себя чувствовать, сообщение превращается в "Я-сообщение.

"Я не могу отдохнуть, когда ко мне лезут на колени".
"Я не хочу играть, когда я устал".

Когда поведение ребенка неприемлемо для родителей, т.к. оно реально вступает в конфликт с правом родителя на удовлетворение его нужд, то проблема - у родителя. Он чувствует себя усталым, обеспокоенным, озабоченным, разочарованным и пр. Чтобы ребенок узнал, что происходит внутри родителя, он, родитель, должен выбрать подходящий код.

Но если родитель выбирает код, который "Ты"-ориентирован, он не закодирует точно свое чувство усталости.

Это очень плохой код, т.к. он не передает чувство. Этот код относится в большей степени к ребенку, чем к родителю. Рассмотрим сообщения с точки зрения того, что слышит ребенок.

Первое сообщение декодируется ребенком как его оценка. Второе - как констатация факта о родителе.
"Ты-сообщения" являются плохими кодами для сообщения о том, что родитель чувствует, т.к. они чаще всего декодируются ребенком в терминах того, что ему следует делать (посылка решения) или какой он плохой (через порицание и оценку).

"Я-сообщения" являются более эффективными и здоровыми для взаимоотношений родителя и ребенка. Они в меньшей степени провоцируют сопротивление. Честно сообщить ребенку об эффекте, который производит его поведение на вас, означает в гораздо меньшей степени травмировать его, чем утверждать, что он в чем-то плох, поскольку так себя ведет.

"Я-сообщения" бесконечно более эффективны, поскольку они налагают ответственность на ребенка за изменения его поведения.
Следовательно, "Я-сообщения" помогают ребенку расти, учиться брать ответственность на себя за свое поведение. "Я-сообщения" говорят ребенку, что вы доверяете ему в конструктивном разрешении ситуации, доверяете ому в том, что он уважает ваши нужды; это дает ему шанс вести себя конструктивно.

Поскольку "Я-сообщения" являются честными, они имеет тенденцию влиять на ребенка таким образом, что он сам посылает такие же честные сообщения, когда бы у него не возникло определенное чувство.

В межличностных отношениях "Я-сообщения" одного человека провоцируют такие же "Я-сообщения" от другого. Вот почему в ухудшающихся отношениях конфликты часто превращаются во взаимные обзывания и попреки. В конфликтах детей и родителей они часто начинаются с "Ты-сообщений" и кончаются борьбой.

"Я-сообщения" с гораздо меньшей вероятностью провоцируют такую борьбу. Это не означает, что, если родители посылают "Я-сообщения", все будет тихо и гладко. Понятно, что детям не будет приятно услышать, что их поведение создало проблему у родителей (как и взрослым бывает неприятно, когда их ставят перед фактом, что их поведение причинило боль). Тем не менее, сообщить человеку о том, что вы чувствуете, гораздо менее является угрожающим для него, чем обвинение его в том, что он причинил это неприятное чувство.

Требуется определенная решимость, смелость в использовании "Я-сообщения", но риск вознаграждается. От человека требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать; открыть во взаимоотношениях свои внутренние чувства. Тот, кто посылает "Я-сообщения", рискует показаться другому таким, какой он есть в действительности. Он открывает себя, свою человеческую сущность. Он говорит другому, что он - личность, которой можно причинить боль, напугать, разочаровать, обескуражить, разгневать, смутить и т.п.

Для личности открыть то, что она чувствует, означает открыть себя для другого. Что будет думать обо мне другой? Буду ли я отвергнут? Будет ли другой человек думать обо мне хуже? Родителям в особенности трудно стать "прозрачными" для своих детей, потому что им нравится, чтобы их видели непогрешимыми - без слабости, уязвимости, неадекватности.

Для многих родителей легче спрятать свои чувства за "Ты-сообщением", которое порицает ребенка, чем открыть свою собственную человечность.

Честность и открытость создает интимность в отношениях родителя и ребенка - истинно человеческие отношения. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости. Наши отношения становятся аутентичными - две реальные личности, которые хотят быть известными другому в своей истинной реальности. 
 

Памятка для родителей 

«Первая помощь ребенку при выполнении уроков»

     1. Посидите со своим ребёнком на первых порах при выполнении домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.

     2. У вашего ребёнка не сформирована привычка делать домашнее задание?
Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

     3. Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед выполнением уроков.
Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.

     4. Объясните ребёнку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место. 

     5. Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.

     6. Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.

     7. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
    
     8. Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал без помарок, чисто, с соблюдением полей.

     9. Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

     10. Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, т.е. обращаться к вам только в случае необходимости.

     11. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
    
     12. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

     13. Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Дети и воровство
     Недосчитались денег в кошельке, куда-то пропали все отложенные к отпуску средства, кто-то опустошил копилку... Иногда сложно представить, что ребенок или подросток может воровать у своих родителей. Еще сложнее узнать о том, что ребенок крадет везде - в магазинах, в гостях, у одноклассников. Итак, это случилось?
     Независимо от того, где именно и что украл ребенок, первая реакция родителей - шок. В лучшем случае родители попытаются поговорить с ребенком, расспросить его. В худшем - подвергнут наказанию и будут неустанно (в самом сложном случае - прилюдно) порицать, нарочито пересчитывать сдачу из магазина, контролируя каждый шаг, связанный с финансами. Если первый случай воровства произошел в раннем возрасте, необходимо дать понять ребенку, насколько вы его любите, какой он хороший, но в тоже время дать понять, что он совершил серьезную ошибку. Подсказать, как исправить ошибку - вернуть украденное добро, одолжив для этого у родителей некоторую сумму, сознательно отказавшись от карманных денег.
     Если кражи были регулярными, и вы не видите сами причинной связи воровства и положения подростка в семье и его окружении, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному психологу. Далеко не каждый маленький вор ворует из-за недостатка средств. Не исключена и клептомания.
     Причины детского воровства банальны, начиная с непонимания между родителями и детьми и жесткого авторитарного контроля родителей, заканчивая обычным желанием красивой жизни. Большая часть подобных проступков совершается для привлечения внимания родителей, а также для развлечений среди друзей - подросток может попытаться таким образом повысить свой социальный статус. Ребенку может банально не хватать карманных денег, ведь и проезд, и булочка в буфете, и бутылка минеральной воды или сока стоят денег. Также не все подростки в полной мере понимают ценность денег, не зная размер зарплаты родителей и затрат семьи, не зная цен на товары и услуги. Подростку не с чем сопоставить количество карманных или украденных денег.
     Очень сильно на характер действий подростка влияет окружение. Компания любителей острых ощущений, ворующая "на спор" все подряд в торговых центрах (да и где угодно), не только дает вам понять, что ребенок попал в дурную компанию, но и дает понять, что в ваших силах проанализировать причины такой социальной заинтересованности.
     И давайте не будем забывать о следующем: если ребенок видит, как родная мама шарит по карманам папы после получки - что тогда он сможет плохого увидеть в своих действиях? Сюда же относится вынос продуктов или товаров "под полой" с работы, воровство луковиц лилий на соседних участках дачи. Даже полученные лишние деньги на сдачу, которые вы не вернули продавцу - все это показывает ребенку прелесть воровства. Очень часто ноги у бытового воровства растут именно из повторения модели отношений между родителями.
     Профилактикой воровства станет адекватное отношение к потребностям подростка, а также знание ребенка, независимо от возраста, о том, что в семье нет лишних денег, есть деньги на целевые траты. В какой-то момент придется объяснить, сколько тратится денег на питание и одежду, как родителям удается съездить в отпуск, откуда берутся подарки на день рождения. Также в семье должна быть некая касса, откуда ребенок или любой член семьи сможет взять необходимую сумму (на покупку хлеба или йогурта, на поход в кино). Конечно же, о тратах из кассы необходимо отчитываться. Также необходимо научить ребенка отделять необходимое от праздных удовольствий.
     Очень часто деньги необходимы подростку на сигареты или пиво. Такие траты оценит не любой из родителей. Пропадающие крупные суммы, драгоценности и ценные вещи могут свидетельствовать о шантаже или увлечении наркотиками. Заметив пропажу, не стоит сразу бить в колокола. На всякий случай посмотрите, не переложили ли вы сами "заначку" в другое место, не потратил ли деньги кто-то другой из вашей семьи. Особенно это касается тех, чьи дети когда-то уже провинились - неоправданные подозрения и обвинения могут выстроить высокую и толстую стену между вами.

Правила конструктивного общения родителей с ребенком

- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, а не самим ребенком.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
- Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, а не говорите.
- Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
- Сохраняйте дружелюбный тон!
- Активно и заинтересовано выслушивайте его, чаще организовывайте совместную деятельность с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
- Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.
- Помогайте, когда он просит.
- Поддерживайте каждый успех ребенка.
- Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
- Конструктивно решайте конфликты.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
- Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
- Принимайте ребенка безусловно.


Советы школьного психолога: ваш ребёнок - первоклассник

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь : все подчиняется учебе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых дней требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В связи с этим, нарушается биологическое и психологическое равновесие ребенка, снижается его стрессоустойчивость, растет внутренняя напряженность.
В среднем привыкание ребенка к школе продолжается от трех месяцев до 1,5 лет.
Первая неделя обучения характеризуется низким уровнем работоспособности, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы. Хотя период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на втором месяце обучения, весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Приспособление детей к новой школьной обстановке осложняется еще и тем, что совпадает по времени со вторым возрастным кризисом (эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой).

Сроки адаптации определяются следующими факторами:
• личностными особенностями ребенка;
• его навыками общения
• с 6 или с 7 лет пошел ребенок в школу;
• посещал ли он д/сад;
• какова степень сформированности морфофункциональных систем организма (легче адаптируются здоровые, физически развитые дети, работоспособные, чем ослабленные;
• насколько ребенок подготовлен к школе

Изначальным фактором позитивной адаптации ребенка к школе является благоприятная семейная микросреда.
В период адаптации ребенка к школе дома нужно окружить его вниманием, проявлять доброжелательность и терпимость. Ребенок должен чувствовать, что родители понимают важность его новых обязанностей и верят, что он с ними справится.

Нормальной адаптации ребенка к школе препятствует неблагоприятная семейная атмосфера: конфликты в семье, психотравмирующие воздействия на ребенка, неправильные методы воспитания, нарушения требований к организации режима 1-классника. Если ребенок не вовремя ложится спать, засиживается у телевизора, компьютера, мало бывает на свежем воздухе, у него снижается работоспособность, повышается утомляемость. Тяжелые психотравмирующие переживания приводят к формированию у ребенка отрицательных черт характера (скрытность, агрессивность, тревожность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками и учителем. Постоянная нагрузка на нервную систему приводит ребенка к утомлению и может вызвать заболевание.
Как правило, не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится с проблемами обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Облегчает адаптацию к школе на первом году обучения устранение отставания в развитии ребенка, его оздоровление, соблюдение им режима дня. Не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в музыкальной школе, студиях, секциях. Пусть он сначала хорошо адаптируется к школе.
Дома для ребенка будут полезными упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки.

Если трудности адаптации связаны с поведением ребенка, наказывать или ругать его не нужно. Лучше спокойно разобрать ошибки в его поведении.

Не следует в погоне за лучшей успеваемостью ребенка увеличивать для него объем домашних заданий. Это сократит время отдыха ребенка, интерес к учебе может снизиться.

Говоря с ребенком о школе, спрашивайте, чему он научился, что узнал нового, как складывались его взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Узнавая о его успехах и достижениях, поинтересуйтесь успехами других ребят, чтобы ребенок не рос эгоистом и зазнайкой. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: « Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Продолжить выполнение трудного задания можно после отдыха.

Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи - залог хорошей учебы.


                                                   Памятка родителям 1-классника


• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость.
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться. Ребенок имеет право на ошибку.
• Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
• Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь с ними справится на первом году обучения.
• Поддерживайте у ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны повысить интеллектуальные достижения.
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о его педагоге.
• Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры.

                   Советы школьного психолога: ваш ребёнок - пятиклассник
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни 5-классники называют следующие:
• Очень много разных учителей (их нужно запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• Непривычное расписание уроков;
• Много разных кабинетов, которые неизвестно где расположены;
• Новый классный руководитель;
• Новые дети в классе;
• Проблемы со старшеклассниками (в столовой, на перемене);
• Больше д/заданий;
• Новые требования к оформлению работ;
• Необходимость самостоятельно находить дополнительную лит-ру и работать с ней;

В случае трудностей адаптации о них может свидетельствовать:
• Усталый внешний вид ребенка;
• Его нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;
• Стремление отвлечь взрослого от разговора о школьных событиях;
• Нежелание выполнять д/з;
• Негативные высказывания о школе;
• Жалобы на плохое самочувствие, беспокойный сон;

Ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, иногда и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Этот страх приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в полной мере своих возможностей. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают до половины всех 5-классников. В свою очередь, родители, нацеливая ребенка «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться спад успеваемости, т. к. дети скорее заняты изучением формы, а не содержания учебной деятельности.

Родители должны помочь ребенку в понимании и принятии новой системы требований, налаживании отношений с учителями и сверстниками.

Возраст уч-ся 5 класса является переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Стремление подростка обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от взрослых, которое проявляется в негативизме – желании противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты. По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.
Переходя из начальной школы в среднюю, подросток подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Ученики чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

В начальной школе дети всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации, следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневнике и доведена до сведения родителей.

В средней школе учащиеся в основном предоставлены сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, решать конфликтные ситуации.

Некоторые подростки в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе.

Другие настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что не способны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это ведет к снижению успеваемости.

Обязательно контролируйте своего ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в 5 классе. Помогайте ему выполнять трудные задания. Предлагайте выход из сложной ситуации.

Помните, что по научно обоснованным нормам на выполнение всех домашних заданий ученик 5,6 класса должен тратить до 2,5 часов. Помогайте ему придерживаться данных норм, соблюдать режим дня: это важно для здоровья и хорошего отношения к учебе.

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Он начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений является рассеянность, ослабление внимания, памяти. Для адаптации в такой ситуации нужно больше времени.

Одной из особенностей младших подростков является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны это хорошо, т. к. многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет подросткам идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Именно в этот период хорошо бы спланировать свободное время подростка, чтобы у него не оставалось времени на «глупости» и на бесцельное времяпровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки, секции, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. У ребенка есть возможность начать новую учебную жизнь. Ученик с закрепившейся репутацией троечника может повысить свою успеваемость. Многие старшеклассники вспоминают, что в именно в 5 классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету. И этот интерес способствовал повышению качества их обучения и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Подросток узнает свои сильные и слабые стороны, учится смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общается.

Советы школьного психолога: агрессивный ребёнок
Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, употребляет грубые выражения и т. д.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они не могут сами оценить свою агрессивность. Им кажется, что весь мир хочет обидеть их.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, у них преобладают отрицательные эмоции, защитные реакции.

                                                  Истоки агрессивности
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а наоборот, взращивают его. Ведь всем известно, что зло порождает зло.

Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным.

                             Как помочь агрессивному ребенку?
Усилия взрослых необходимо направить на следующее:
1. Обучение агрессивного ребенка приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение его навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

Работа с гневом.
Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева - недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые. Но психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, т. к. таким образом, мы можем стать «копилкой гнева», которая в один прекрасный день может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой или криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Поэтому от гнева нужно освобождаться, но мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Опасные способы выражения агрессии:
• Критиковать, кипятиться
• Обижаться, огрызаться, оскорблять, обвинять
• Жаловаться, Страдать
• Злиться, запугивать
• Грызть ногти
• Грубить, грозить
• Обманывать себя и других, что ты совсем не злишься

Безопасные способы выражения агрессии:
• Заниматься спортом, физическим трудом
• Говорить, что чувствуешь
• Затопать
• Колотить подушку, боксерскую грушу
• Рвать бумагу
• Спокойно глубоко подышать, вдыхая через нос, выдыхая через рот

Если тебя обидели:
Напиши 3 письма (отправлять и показывать обидчику их не нужно, написание их поможет избавиться от негативных переживаний)
- Письмо обидчику («выскажи» ему все, что ты о нем думаешь).
- Предположительный ответ обидчика.
- Письмо-прощение.
Обидчика можно нарисовать. Фигурку обидчика можно слепить из пластилина, потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

Все способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка.

Шпаргалка для взрослых
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Не разговаривать с агрессивным ребенком на повышенных тонах, чтобы не провоцировать у него усиление агрессивных импульсов.
4. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
5. Наказания не должны унижать ребенка.
6. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
7. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после негативного события.
8. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
9. Развивать способность к эмпатии.
10. Учить брать ответственность на себя. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

                       Советы школьного психолога: тревожный ребенок
Что такое тревожность?
В настоящее время увеличилось число эмоционально неустойчивых, тревожных детей. Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: теракты, войны, катастрофы, неблагоприятная экономическая ситуация. Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им предается общая тревога.
Тревожность - это устойчивое отрицательное беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Особенности тревожного ребенка
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, большим количеством страхов. Они очень чувствительны, мнительны, впечатлительны.

Часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в боязни браться за новое сложное задание, в болезненном восприятии критики, обвинении себя во многих неудачах. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.

У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий они живые, общительные, на занятиях зажаты, напряжены, отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут начать заикаться. Речь их может быть очень быстрой или замедленной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, др.). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Причины детской тревожности
1.Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью:
• непринятие ребенка;
• агрессивность;
• излишняя опека, ограждение его от трудностей и неприятностей жизни;
• завышенные требования к ребенку, с которыми ему трудно справиться;
• непоследовательность и противоречивость воспитательных воздействий;
• ситуация соперничества
2. Травмирующие обстоятельства: попадание в больницу, развод родителей, смерть близкого, др..
3. Негативное отношение со стороны одноклассников или педагога.
4. Адаптация к новым условиям обучения и воспитания (поступление в школу, переход из начальной школы в среднюю).
5. Школьная тревожность (боязнь контрольных работ, ответов у доски, ошибок)

Рекомендации, которые помогут предотвратить или уменьшить детскую тревожность
Работа с тревожным ребенком строится в трех направлениях:
Повышение самооценки.
Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать»). Чтобы снизить риск неуспеха, желательно поэтапно выстраивать иерархию заданий: начинать с простых. Тревожность часто вызывается неизвестностью, поэтому, предлагая задание, составьте план.

При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон. В случае неуспеха нужно максимально снизить его эффект. Самое главное, чтобы неуспех не привел к отвержению ребенком себя («Раз у меня не получился рисунок, значит я плохой!»).

Недопустимо сравнение ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше). Оптимистические прогнозы на завтра не дают ребенку повода считать себя безнадежным, способствуют повышению уверенности в себе.

Не ставьте тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.

Для повышения самооценки чаще называйте ребенка по имени, хвалите в присутствии других детей и взрослых.

Полезно разыгрывать тревожащие ребенка ситуации, например, боязнь учителя.

Нельзя угрожать невыполнимыми обещаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!».

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!).

Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание в крайнем случае. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Если по каким-то объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Доверяйте ребенку. Будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

                          Советы школьного психолога: ваш ребёнок - левша 

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их ребенок рисует или пишет левой рукой. Пытаются его переучить. Родителей можно понять. Леворукость привлекает внимание. Обеспокоенные родители часто в присутствии ребенка обсуждают складывающуюся перспективу, тревожась за будущее ребенка. И с малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость.

Мозг знает, что делает.
Левши ничуть и ничем не хуже правшей. Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если более активно правое полушарие-человек становится левшой. Левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.
Переучивание левшей приводит к возникновению невротических проблем: нарушается сон и аппетит, появляются головные боли, страхи, может возникнуть заикание, энурез, др.

Чем они отличаются?
Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирает работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.
Левши более эмоциональны. У них хорошо развита интуиция. Они склонны к гуманитарным наукам, а правши – к точным.

Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность левши, будьте с ним чуткими и доброжелательными.

Большие проблемы маленьких.
Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением. Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей все наоборот. Учитывайте эту особенность, когда будете обучать ребенка правилам дорожного движения.

Ребенку-левше труднее запомнить направление хода стрелок при ориентировании по часам.
Многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это и замедляет процесс обучения, расстраивать не стоит.

Возможные затруднения при обучении чтению и письму.
Леворукий ребенок может пытаться читать справа налево или из середины текста, может терять строку. Необходимо время и терпение, чтобы научить его воспринимать текст.

У леворуких детей чаще, чем у праворуких проявляются трудности обучения письму: зеркальное письмо, нарушения почерка, неправильное начертание букв, медленнее скорость письма и хуже связность письма. С опорой на индивидуальные особенности (лучше запоминает зрительные образы, объяснения, образные сравнения) необходимо выстроить систематическую коррекционную работу с ребенком При выполнении письменных заданий фиксировать место начала записи, прослеживать соблюдение строки. Учить проверять последовательность и количество букв в слове.

Правила при выполнении домашних заданий.
Для леворукого ребенка необходимо создавать определенные условия дома и в школе.
• При письме свет должен падать справа.
• Выделить за партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа.
• Нельзя требовать от ребенка безотрывного письма.
• Ребенок должен учиться писать, не загораживая себе линию строки. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед.
• Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему труднее, чем другим детям.
• Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее их запоминает. Лепка букв и цифр помогает быстрее усвоить технику письма.

Памятка для родителей.
• Леворукость – не патология, а один из вариантов нормы.
• Никогда не проявляйте негативное отношение к тому, что ваш ребенок – левша.
• Откройте для своего ребенка мир лепки и рисования, вязания, плетения, макраме.
• Писать левой рукой непросто - поэтому помогите ребенку избегать перегрузки и переутомления.
• Левую руку ребенка нужно развивать: предлагать завязывать и развязывать узелки, выкладывать мозаику, собирать пазлы, закручивать - раскручивать мелкие детали, крутить – вертеть карандаш в руке.
• Все занятия с ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно продолжить занятие учебной деятельностью.
• Большой деликатности требуют воспитательные беседы с леворуким ребенком. Важно объяснять ему вред стеснения и маскировки леворукости. Следует помогать ему преодолевать чувство мнимой неполноценности. Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно ваш ребенок – один из них!?
• Развивайте в ребенке чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
• Единая тактика поведения учителя и родителей, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворукому ребенку избежать отрицательного влияния «праворукой» среды и успешно адаптироваться к школе.

Определение ведущей руки.
1. Вспомните, какой рукой чаще пользовался ребенок в раннем возрасте? (брал погремушку, ложку, др.).
2. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
3. В какой руке он держит карандаш во время рисования?
4. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Что это за рука?
5. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
6. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

Воспринимайте своего ребенка таким, какой он есть и тогда леворукость не превратится в проблему!