Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ. см. раздел ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

 В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО).

В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика»– контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

В XI классе  предлагается сохранить выпускные экзамены по государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося, а также с целью проверки математической и функциональной грамотности – по учебному предмету «Математика», с учетом важности межстранового взаимодействия – по учебному предмету «Иностранный язык».

В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» совместить (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в учреждении общего среднего образования, в котором обучаются учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.

Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.) идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт проведения централизованного тестирования.

Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего специального образования.

В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов централизованного тестирования. Пункты тестирования, будут сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не превышал 70 километров.

С учетом необходимости проведения широкой апробации новой модели итоговой аттестации, внесения изменений в Правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования, разработки новых нормативных правовых актов наиболее оправданным является реализовать данные подходы в 2023/2024 учебном году.

Просим организовать информационно-разъяснительную работу с педагогами, родителями (законными представителями учащихся) по вопросам изменения итоговой аттестации учащихся. К данной работе должны быть привлечены методисты областных (Минского городского) институтов развития образования, на базе которых необходимо предусмотреть проведение круглых столов, семинаров, диспутов и т.д. Для широкого информирования родителей (законных представителей) учащихся информацию о новых подходах к итоговой аттестации учащихся целесообразно разместить на сайтах учреждений образования.

 Заместитель Министра                                                   А.В.Кадлубай

 

Профилактика детского травматизма

Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру, из-за последствий травм, оказываются на больничной койке, в отделениях неотложной помощи, на всю жизнь остаются инвалидами или получают увечья несовместимые с жизнью.

И на сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку здоровье детей и подростков является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны. Все детские травмы подразделяются на семь категорий: бытовая, уличная, школьная, детсадовская (организованные дети), дорожно-транспортная, спортивная, криминальная (насильственная) и прочие травмы.

Среди детей в возрасте до семи лет преобладают бытовые травмы, причем, среди детей дошкольного возраста они составляют почти 80%. Цифры статистики свидетельствуют о том, что травмы преследуют детей почти с первых дней жизни — дома, в яслях, детских садах, школе, на улице. Иногда кажется, что нет конца различным причинам травм, столь велико их разнообразие в каждой семье, в жизни почти каждого ребенка. Но необходимо помнить, что виноваты во всех трагедиях, конечно не дети, а взрослые - те, кто не предвидит и не предусматривает возможной опасности. Виноваты родители, не научившие осторожности ребенка, который должен в своем возрасте и двигаться, и шалить, и рисковать, но это должен быть разумный риск.

Родители зачастую даже не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка. Здесь можно дать совет родителям – взгляните на мир глазами своего ребенка. Опуститесь на уровень роста малыша и посмотрите, какие предметы могут вызвать у него интерес и в то же время причинить вред? Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, чашка с чаем, которая стоит на краю стола, горячие кастрюли и сковороды на плите и т.д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок. Тем самым вы сможете избежать серьезных проблем.

Когда речь идет о малышах, здесь однозначно можно сказать, что травмы дети получают по недосмотру родителей. Но и у детей младшего школьного возраста травм, полученных в результате отсутствия должного контроля со стороны взрослых не меньше. С поступлением детей в школу им предоставляется большая самостоятельность, и травматизм среди них отличается значительным разнообразием, связано это с особенностями психического и физического развития детей в возрасте от 7 до 16 лет. Изучение обстоятельств травм, полученных во внеурочное время, показало, что чаще всего дети травмируются в коридорах, на лестницах, лестничных площадках, в классах, кабинетах и школьных дворах. Причиной тому - недисциплинированность, шалости и драки.

Нередко травмы дети получают по дороге домой, ведь маршрут многих школьников, особенно весной и осенью пролегает через стадионы, где можно поиграть, побегать подальше от глаз родителей и учителей. Желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, дети пренебрегают страховкой и получают травмы.

Бесспорно, родители не могут постоянно находиться рядом с детьми,нужно ходить на работу, решать бытовые проблемы. Рано или поздно детям предоставляется некоторая свобода действий, которой они пользуются. Дети ищут себе развлечений везде, ведь любопытство – главный двигатель детей.

Еще одна причина получение травм – это ЛВЖ. Жидкости, которые горят, привлекают в большинстве своем, конечно, мальчишек. Что только они не придумывают – проводят опыты, поджигают, проверяют наличие горючей жидкости в канистре с помощью спичек, заправляют зажигалки, и мотоциклы. Излишняя самоуверенность и отсутствие мало-мальского опыта всегда заканчиваются одинаково.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в основном трагедии с детьми происходят по недосмотру родителей. Взрослые люди даже не задумываются, что оставляя детей даже на непродолжительное время, они рискуют их жизнями. Конечно, никто из родителей не хочет зла своему ребенку и мало кто, делает это преднамеренно (есть, конечно, и исключения). В большинстве своем - это обычная человеческая беспечность. Жаль, что мы учимся на своих ошибках. Понимание и осознание глубины трагедии приходит к родителям только после того, как уже ничего нельзя вернуть.

Проблема детского травматизма актуальна еще и потому, что это может привести к нетрудоспособности, недееспособности, социальной незащищенности человека в будущем. Поэтому необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике травматизма детей дома, в детских дошкольных учреждениях, школах; обеспечивая организованный досуг, занятость в спортивных секциях, кружках и т.д., стремясь этим снизить возможность получения ребенком травмы.

Уровень снижения травматизма у детей находится в прямой зависимости от того, насколько объединены усилия соответствующих учреждений, ведомств, средств массовой информации, родителей по обеспечению профилактических, организационных, учебно-воспитательных мероприятий, занимающих важное место для предупреждения травм у детей.

А взрослым, прежде всего родителям, необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей, и поэтому не стоит рисковать и оставлять детей без присмотра, даже на несколько минут.

   

Консультация по профилактике суицидов для взрослого населения

Cуицидaльный чeлoвeк не  пpocит o пoмoщи, но это не oзнaчaeт, что пoмoщь нe нужнa. Люди, кoтopыe уxoдят из жизни, не xoтят умиpaть — они хотят перестать переживать тяжелую жизненную ситуацию. Cуицид — этo oтчaяннaя пoпыткa избeжaть cтpaдaний, кoтopыe cтaли нeвынocимыми. Ocлeплeнный чувcтвaми oтвpaщeния к ceбe, бeзнaдeжнocтью, изoляциeй, cуицидaльный чeлoвeк нe видит никaкoгo cпocoбa нaйти пoмoщь, кpoмe кaк чepeз cмepть. Ho, нecмoтpя нa cтpeмлeниe к пpeкpaщeнию бoли (физической или душевной), бoльшинcтвo cуицидaльныx людeй глубoкo кoнфликтуют c пpeкpaщeниeм жизни. Oни жeлaют, чтoбы былa aльтepнaтивa caмoубийcтву, нo пpocтo нe видят ee.

Пpeдoтвpaщeниe, пpoфилaктикa cуицидa нaчинaeтcя c пpизнaния пpeдупpeждaющиx знaкoв и cepьeзнoгo к ним oтнoшeния. Ecли cчитaeтe, чтo дpуг или члeн ceмьи paccмaтpивaют caмoубийcтвo, вы мoжeтe бoятьcя paccкaзaть oб этoм. Ho oткpытый разговор o cуицидaльныx мыcляx и чувcтвax мoжeт cпacти жизнь.

Bocпpинимaйтe любыe cуицидaльныe paзгoвopы или пoвeдeниe cepьeзнo. Этo нe пpocтo пpeдупpeдитeльный знaк, чтo чeлoвeк думaeт o caмoубийcтвe — этo кpик o пoмoщи. Бoльшинcтво людей, задумавших суицид,  дaют пpeдупpeждaющиe знaки или cигнaлы o cвoиx нaмepeнияx. Лучший cпocoб пpeдoтвpaтить cуицид — pacпoзнaть эти пpeдупpeждaющиe знaки и знaть, кaк peaгиpoвaть, ecли иx зaмeтили.

Ocнoвныe пpeдупpeждaющиe знaки включaют в ceбя paзгoвopы oб убийcтвe или пpичинeнии вpeдa caмoму ceбe, paзгoвopы или пиcьмa o cмepти, a тaкжe пoиcк пpeдмeтoв, кoтopыe мoгут быть иcпoльзoвaны в пoпыткe, нaпpимep, opужиe, тaблeтки. Эти cигнaлы eщe бoлee oпacны, ecли у чeлoвeкa ecть снижение нacтpoeния, aлкoгoльнaя зaвиcимocть, пpeжниe пoпытки или ceмeйнaя иcтopия cуицидa. Люди, кoтopыe чувcтвуют ceбя бeзнaдeжнo, гoвopят o «нeвынocимыx» чувcтвax, пpeдcкaзывaют мpaчнoe будущee, зaявляют, чтo им нeчeгo ждaть.

Дpугиe пpeдупpeждaющиe знaки, укaзывaющиe нa cуицидaльные намерения, включaют дpaмaтичecкиe кoлeбaния нacтpoeния или внeзaпныe измeнeния личнocти, когда, например, аккуратный человек становится безразличным к своей внешности, ответственный – теряет интерес к работе, меняется аппетит, режим сна и др.

  Пpeдупpeдитeльныe пpизнaки cуицидa:

  • Любыe paзгoвopы o cуицидe, тaкиe кaк «Жaль, чтo я poдилcя», «Ecли бoльшe тeбя нe увижу», «лучшe бы я умep».
  • Пoиcк cмepтeльныx cpeдcтв — пoиcк дocтупa к opужию, тaблeткaм, нoжaм, дpугим oбъeктaм, кoтopыe мoгут быть иcпoльзoвaны пpи этoй пoпыткe. Oзaбoчeннocть cмepтью
  • Heoбычнoe внимaниe к cмepти, нacилию. 
  • Heт нaдeжды нa будущee. Чувcтвa бecпoмoщнocти, бeзыcxoднocти, тупикa («Heт выxoдa»). Bepa в тo, чтo вeщи никoгдa нe улучшaтcя, нe измeнятcя. Oтвpaщeниe, нeнaвиcть к ceбe 
  • Чувcтвa никчeмнocти, вины, cтыдa, нeнaвиcти к ceбe. Чувcтвo, кaк бpeмя («Bceм былo бы лучшe бeз мeня»). Пpивeдeниe дeл в пopядoк 
  • Coздaниe зaвeщaния. Oткaз oт цeннoгo имущecтвa. Пpoщaниe
  • Heoбычныe или нeoжидaнныe визиты, звoнки ceмьe, дpузьям. Пpoщaниe c людьми, кaк будтo иx бoльшe нe увидит. Уxoд oт дpугиx – oткaз oт oбщeния c дpузьями, ceмьeй. 
  • Пoвышeниe coциaльнoй изoляции. Жeлaниe ocтaтьcя в oдинoчecтвe.
  • Caмopaзpушитeльнoe пoвeдeниe — увeличeниe упoтpeблeния aлкoгoля или нapкoтикoв, бeзpaccуднoe вoждeниe, нeбeзoпacный ceкc. Пoнимaют нeнужныe pиcки, кaк будтo имeют «жeлaниe умepeть».
  • Bнeзaпнoe чувcтвo пoкoя — внeзaпнoe чувcтвo cпoкoйcтвия и cчacтья пocлe дeпpeccии мoжeт oзнaчaть, чтo чeлoвeк пpинял peшeниe coвepшить caмoубийcтвo

Ecли зaмeтили пpизнaки caмoубийcтвa, можно ли спрашивать у человека об этом? Однозначно, ДА! Чeм cкopee, тeм лучшe.

Cпocoбы нaчaть paзгoвop o cуицидe:

ü«B пocлeднee вpeмя мeня бecпoкoит….»

ü«Heдaвнo зaмeтил нeкoтopыe измeнeния у вac и пoдумaл, кaк вы пoживaeтe».

ü «Я xoтeл c вaми пoгoвopить, пoтoму чтo вaшe пoвeдeниe пoкaзaлocь мнe нeoбычным».

üBoпpocы, кoтopыe мoжнo зaдaть:

ü«Koгдa нaчaли чувcтвoвaть ceбя тaк?»

ü«Cлучилocь ли чтo-тo, чтo зacтaвилo нaчaть тaк ceбя чувcтвoвaть?»

ü«Kaк я мoгу пoддepжaть вac ceйчac?»

 

Что нe нaдo дeлaть:       

üCпopить c cуицидaльным чeлoвeкoм. Избeгaйтe гoвopить тaкиe вeщи, кaк: «У вac ecть тaк мнoгo вceгo, чтoбы жить», «Caмoубийcтвo пoвpeдит вaшeй ceмьe» или «Пocмoтpитe нa яpкую cтopoну».

üЗaкoн шoкa, нe читaйтe лeкции o цeннocти жизни или oшибoчнocти cуицидa.

üOбeщaть кoнфидeнциaльнocть. Oткaжитecь oт пpиcяги нa тaйну. Ha кapту пocтaвлeнa ​​жизнь, и вaм пoтpeбуeтcя пoгoвopить c пpoфeccиoнaлoм в oблacти пcиxичecкoгo здopoвья, чтoбы coxpaнить чeлoвeкa в бeзoпacнocти. Ecли oбeщaeтe дepжaть oбcуждeния в ceкpeтe, вaм, пpидeтcя нapушить cлoвo.

üПpeдлaгaть cпocoбы иcпpaвить пpoблeмы, дaвaть coвeты, или зacтaвлять пoчувcтвoвaть, чтo дoлжны oпpaвдaть cуицидaльныe чувcтвa. Peчь идeт нe o тoм, нacкoлькo плoxa пpoблeмa, нo кaк cильнo этo вpeдит вaшeму дpугу или любимoму чeлoвeку.

üBинить ceбя. Bы нe мoжeтe «иcпpaвить» чью-тo дeпpeccию. Cчacтьe, или eгo oтcутcтвиe, нe вaшa oтвeтcтвeннocть.

 

Слeдующиe вoпpocы пoмoгут oцeнить нeпocpeдcтвeнный pиcк cуицидa:

У вac ecть плaн caмoубийcтвa?

Ecть тo, чтo нужнo для выпoлнeния плaнa (тaблeтки, пиcтoлeт)?

Знaeтe, кoгдa этo cдeлaeтe?

Coбиpaeтecь paccтaтьcя co cвoeй coбcтвeннoй жизнью?

Чем больше положительных ответов, тем выше риск совершения суицидальной попытки

Есали человек высказывает суицидальные намерения, то:

  • Необходимо советовать,  поощрять мысль о необходимости посещения квалифицированного специалиста: психолога, психотерапевта.
  • Стараться не оставлять человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо быть поблизости от больного, спрятать из его поля зрения любой предмет, которым можно нанести физический вред, проинспектировать содержимое аптечки.
  • Нельзя без предписания врача заниматься диагностикой и самолечением суицидентов, рекомендуя выпить разрекламированный препарат. Любой фармакологический препарат обладает спектром побочных действий, и прогнозировать терапевтический ответ на лекарство – прерогатива специалистов. Тем более, нельзя успокаивать больного «спасительными сто граммами». Алкоголь, даже в минимальном количестве, влияет на работу головного мозга, обостряя депрессивные состояния.
  • Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил больной, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь». Важно переключить мышление возможного самоубийцы с раздумий о смерти на любую позитивную тему. Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.
  • Если суицидальная попытка принимает вид реальной угрозы, необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Как говорить так, чтобы дети Вас слышали

Родители должны знать эффективные пути обращения с поведением детей, которое интерферируется с нуждами родителей. У всех родителей, естественно, есть свои потребности, они должны жить своей жизнью, иметь право испытывать радость и удовлетворение от самого существования. 

Часто родители создают более благоприятное положение в семье для детей, эти дети требуют удовлетворения своих нужд, но при этом невнимательны к нуждам родителей.

Что могут сделать родители, если они не принимают поведение ребенка? Как можно заставить ребенка считаться с нуждами родителей? В этой статье основное внимание уделено тому, как родители должны разговаривать с детьми, чтобы они выслушивали их чувства и считались с их нуждами.

Совершенно различные коммуникативные навыки требуются, когда ребенок создает для родителя проблему, и когда проблема возникает у самого ребенка.

В первом случае проблема - у родителей, в последнем - у ребенка. В этой главе рассказывается о навыках, требующихся родителям для эффективного решения проблем, возникающих у родителей.

Когда проблема у родителя

Важно понять концепт принадлежности проблемы конкретному человеку (родителю или ребенку).
Родители лучше понимают разницу в том, кому принадлежит проблема, когда они начинают ощущать свои внутренние чувства неприятия, досады, раздражения, фрустрации, обиды. Они могут испытывать напряжение, дискомфорт, наблюдая, что делает ребенок. Например, когда ребенок перебивает ваш разговор; пользуется без спроса вашими вещами; разбрасывает свои вещи; что-то портит и т.п. Все эти поведения нарушают законные требования родителей - актуально, либо потенциально. Поведение ребенка реально и прямо влияет на родителя: он не хочет, чтобы его ваза была разбита, разговор прерван и т.п.

Встретив такое поведение, родитель нуждается в помощи для себя, а не для ребенка. Нижеследующая таблица помогает понять различие между ролью родителя в случае, когда проблема - у него, и когда проблема у ребенка.
Проблема у ребенка Проблема у родителя
Ребенок инициирует коммуникацию. Родитель инициирует коммуникацию.
Родитель - слушатель. Родитель посылает сообщения.
Родитель - адвокат, советчик. Родитель оказывает влияние.
Родитель хочет помочь ребенку. Родитель хочет помочь себе.
Родитель - "звучащая доска". Родитель хочет выговориться.
Родителя облегчает для ребенка поиск самостоятельного решения. Родителя должен найти свое собственное решение.
Родитель принимает решение ребенка. Родитель должен быть сам удовлетворен своим решением.
Родитель исходно заинтересован в нуждах ребенка. Родитель исходно заинтересован в своих нуждах.
Родитель более пассивен. Родитель более агрессивен.

Когда проблема - у родителя, у него есть несколько альтернатив:

1) Он может постараться прямо повлиять не ребенка (изменить что-то в нем) - это конфронтация с ребенком.
2) Изменить окружающую обстановку (Например, если ребенок берет и разбрасывает ваш инструмент, купить ему собственный набор).
3) Измениться самому.

В этой главе рассматривается только 1-ая альтернатива: как родители должны конфронтировать с детьми, чтобы изменить их поведение, которое неприемлемо для родителей. В других главах рассматриваются другие альтернативы.

Неэффективные пути конфронтации с детьми.

99% родителей используют неэффективные методы коммуникации с детьми, когда поведение детей интерферирует (взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов) с нуждами родителей. В тренинге инструктор читают группе описание типичных семейных ситуаций (3 ситуации для детей различного возраста), где ребенок мешает, нарушает планы родителей.

Пример: Вы очень устали после работы и хотите сесть и отдохнуть. Вам хочется почитать газету. Ваш 5-летний сын хочет, чтобы вы поиграли с ним. Он тащит вас за руку, лезет на колени, мнет газету. Меньше всего сейчас вам хочется играть с ним.

Затем тренер просит каждого написать на листке бумаги в точности то, что каждый обычно говорит ребенку в такой ситуации. Затем читается 2-я ситуация, затем - 3-я. После каждой участники записывают свои ответы.

Пример 2: Ваш 12-летний ребенок пришел из школы, поел на кухне и оставил все после себя в беспорядке. А вы до этого потратили час на то, чтобы привести ее в идеальный вид. И т.п.

Опыт показал, что родители в этих типичных ситуациях действуют неэффективно, говоря детям то, что с большей вероятностью

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;
2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;
3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;
4) вызывает у ребенка чувство вины;
5) снижает степень самоуважения для ребенка;
6) заставляет ребенка защищаться;
7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

Большинство родителей шокировано этим открытием, т.к. они никогда не думали о том, какой эффект эти слова могут производить на детей. Мы описываем каждый из этих неэффективных путей вербальной конфронтации с детьми и указываем детально, почему они неэффективны.

Посылание сообщения типа "готового решения"

Были ли вы когда-нибудь уже готовы сделать что-нибудь значащее для человека (или изменить что-либо в себе), чтобы удовлетворить нужды другого человека, когда этот человек внезапно стал направлять вас, советовать вам сделать точно то, что и так собрались сделать?

Вероятно, ваша реакция была бы: "Я не нуждаюсь в том, чтобы мне об этом говорили". Возможно, вас бы стало раздражать, что другой человек не доверяет вам в достаточной степени и лишает вас шанса сделать что-нибудь для него сначала по вашей собственной инициативе.

Когда люди поступают так с вами, они "посылают решение" - это в точности то, что родители делают с детьми: они говорят им, что они должны делать, что им следовало бы сделать. Все ниже приводимые типы сообщений "посылают решение".

1) Приказание, команда:
"Уберешь эту грязь".
"Пойди найди кого-нибудь, чтобы поиграть" и т.п.

2) Предупреждение, угроза, предостережение:
"Если ты не сделаешь... - то пожалеешь"
"Я рассержусь на тебя, если ты не..."

3) Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
"Никогда не прерывай человека, когда он читает".
"Пожалуйста, поиграй в другом месте".
"Всегда убирай за собой".

4) Советы, предложения, решения:
"Почему бы тебе не пойти поиграть на улицу?"
"Разве ты не можешь положить вещи на место после того, как брал их?"

Эти типы вербальных сообщений передают ребенку ваше решение - и именно то, что вы считаете, он должен сделать. Вы не включаете его в решение. Первый тип сообщений приказывает ребенку принять ваше решение; второй - угрожает; 3-й - уговаривает; 4-й - советует.

Передача решений может привести к следующим эффектам:

1) Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение.
2) Проблема решения также несет следующий смысл: "Я не доверяю тебе в выборе твоего решения" или "Я не думаю, что ты достаточно чувствителен, чтобы найти способ помочь мне в моей проблеме".
3) Передача решения сообщает ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности ("Ты делаешь нечто неприемлемое для меня, поэтому единственное решение - делать то, что я говорю").

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они "теряют лицо". Неудивительно, что некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Но откуда может взяться ответственность, если родители лишают детей шанса делать что-либо самостоятельно и ответственно, исходя из нужд родителей.

Посылание "принижающих" сообщений

Эти сообщения передают порицания, осуждение, насмешку, критицизм, пристыжают. Эти сообщения делятся на следующие категории

1) Осуждение, критика, порицание:
"Ты несносный".
"Ты очень невнимательный".
"Ты должна лучше знать".

2) Высмеивание, обзывание, пристыживание:
"Тебе должно быть стыдно".
"Ты дрянь".

3) Интерпретация, диагноз, психоанализ:
"Ты просто хочешь привлечь к себе внимание".
"Тебе нравится испытывать меня, пока я не сойду с ума".
"Ты всегда хочешь играть там, где я работаю".

4) Обучение, инструктирование:
"Нехорошо перебивать других".
"Хорошие дети так не делают".
"А что, если я с тобой поступлю так же?"

Эти сообщения не одобряют ребенка как личность, подрывают его самоуважение, подчеркивают его неадекватность.

Эти сообщения вызывают следующие эффекты:

1) Дети часто испытывают чувство вины и угрызения совести, когда их оценивают или порицают.
2) Дети чувствуют, что родители несправедливы - "Я не сделал ничего плохого". "Я не хотел сделать плохо".
3) Дети часто чувствуют, что их не любят, чувствуют себя отвергнутыми: "Меня не любят, потому, что я сделал плохо".
4) Дети часто очень сопротивляются этим сообщениям. Прекратить поведение, которое мешает родителям, означает допустить, что родительское порицание или оценка справедливы. Типичная реакция: "Я тебе не мешаю" и т.п.
5) Часто дети возвращают бумеранг родителям: "Ты сам не всегда аккуратен" и т.п.
6) Возникает чувство неадекватности. Уменьшается самоуважение.

Эти сообщения действуют разрушительно на развитие "Я", на самооценку. Это становится в дальнейшем помехой во взрослой жизни. Все эти сообщения имеют деструктивный эффект.

Эффективные пути конфронтации с детьми.
"Ты-сообщения" и "Я-сообщения"

Различие между эффективной и неэффективной конфронтацией легко доказать родителям, если обратить внимание на посылку либо "Ты-сообщения", либо "Я-сообщения". Если проанализировать приведенные сообщения, то становится очевидно, что почти все они начинаются со слова "Ты" или содержат это слово. Все эти сообщения "Ты"-ориентированы.

"Ты ведешь себя как ребенок".
"Тебе бы следовало это сделать".
"Тебе должно быть это известно".

Но когда родитель просто сообщает ребенку, как некоторое неприемлемое поведение ребенка заставляет родителя неприятно себя чувствовать, сообщение превращается в "Я-сообщение.

"Я не могу отдохнуть, когда ко мне лезут на колени".
"Я не хочу играть, когда я устал".

Когда поведение ребенка неприемлемо для родителей, т.к. оно реально вступает в конфликт с правом родителя на удовлетворение его нужд, то проблема - у родителя. Он чувствует себя усталым, обеспокоенным, озабоченным, разочарованным и пр. Чтобы ребенок узнал, что происходит внутри родителя, он, родитель, должен выбрать подходящий код.

Но если родитель выбирает код, который "Ты"-ориентирован, он не закодирует точно свое чувство усталости.

Это очень плохой код, т.к. он не передает чувство. Этот код относится в большей степени к ребенку, чем к родителю. Рассмотрим сообщения с точки зрения того, что слышит ребенок.

Первое сообщение декодируется ребенком как его оценка. Второе - как констатация факта о родителе.
"Ты-сообщения" являются плохими кодами для сообщения о том, что родитель чувствует, т.к. они чаще всего декодируются ребенком в терминах того, что ему следует делать (посылка решения) или какой он плохой (через порицание и оценку).

"Я-сообщения" являются более эффективными и здоровыми для взаимоотношений родителя и ребенка. Они в меньшей степени провоцируют сопротивление. Честно сообщить ребенку об эффекте, который производит его поведение на вас, означает в гораздо меньшей степени травмировать его, чем утверждать, что он в чем-то плох, поскольку так себя ведет.

"Я-сообщения" бесконечно более эффективны, поскольку они налагают ответственность на ребенка за изменения его поведения.
Следовательно, "Я-сообщения" помогают ребенку расти, учиться брать ответственность на себя за свое поведение. "Я-сообщения" говорят ребенку, что вы доверяете ему в конструктивном разрешении ситуации, доверяете ому в том, что он уважает ваши нужды; это дает ему шанс вести себя конструктивно.

Поскольку "Я-сообщения" являются честными, они имеет тенденцию влиять на ребенка таким образом, что он сам посылает такие же честные сообщения, когда бы у него не возникло определенное чувство.

В межличностных отношениях "Я-сообщения" одного человека провоцируют такие же "Я-сообщения" от другого. Вот почему в ухудшающихся отношениях конфликты часто превращаются во взаимные обзывания и попреки. В конфликтах детей и родителей они часто начинаются с "Ты-сообщений" и кончаются борьбой.

"Я-сообщения" с гораздо меньшей вероятностью провоцируют такую борьбу. Это не означает, что, если родители посылают "Я-сообщения", все будет тихо и гладко. Понятно, что детям не будет приятно услышать, что их поведение создало проблему у родителей (как и взрослым бывает неприятно, когда их ставят перед фактом, что их поведение причинило боль). Тем не менее, сообщить человеку о том, что вы чувствуете, гораздо менее является угрожающим для него, чем обвинение его в том, что он причинил это неприятное чувство.

Требуется определенная решимость, смелость в использовании "Я-сообщения", но риск вознаграждается. От человека требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать; открыть во взаимоотношениях свои внутренние чувства. Тот, кто посылает "Я-сообщения", рискует показаться другому таким, какой он есть в действительности. Он открывает себя, свою человеческую сущность. Он говорит другому, что он - личность, которой можно причинить боль, напугать, разочаровать, обескуражить, разгневать, смутить и т.п.

Для личности открыть то, что она чувствует, означает открыть себя для другого. Что будет думать обо мне другой? Буду ли я отвергнут? Будет ли другой человек думать обо мне хуже? Родителям в особенности трудно стать "прозрачными" для своих детей, потому что им нравится, чтобы их видели непогрешимыми - без слабости, уязвимости, неадекватности.

Для многих родителей легче спрятать свои чувства за "Ты-сообщением", которое порицает ребенка, чем открыть свою собственную человечность.

Честность и открытость создает интимность в отношениях родителя и ребенка - истинно человеческие отношения. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости. Наши отношения становятся аутентичными - две реальные личности, которые хотят быть известными другому в своей истинной реальности. 
 

Памятка для родителей 

«Первая помощь ребенку при выполнении уроков»

     1. Посидите со своим ребёнком на первых порах при выполнении домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.

     2. У вашего ребёнка не сформирована привычка делать домашнее задание?
Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

     3. Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед выполнением уроков.
Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.

     4. Объясните ребёнку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место. 

     5. Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.

     6. Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.

     7. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
    
     8. Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал без помарок, чисто, с соблюдением полей.

     9. Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

     10. Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, т.е. обращаться к вам только в случае необходимости.

     11. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
    
     12. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

     13. Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Дети и воровство
     Недосчитались денег в кошельке, куда-то пропали все отложенные к отпуску средства, кто-то опустошил копилку... Иногда сложно представить, что ребенок или подросток может воровать у своих родителей. Еще сложнее узнать о том, что ребенок крадет везде - в магазинах, в гостях, у одноклассников. Итак, это случилось?
     Независимо от того, где именно и что украл ребенок, первая реакция родителей - шок. В лучшем случае родители попытаются поговорить с ребенком, расспросить его. В худшем - подвергнут наказанию и будут неустанно (в самом сложном случае - прилюдно) порицать, нарочито пересчитывать сдачу из магазина, контролируя каждый шаг, связанный с финансами. Если первый случай воровства произошел в раннем возрасте, необходимо дать понять ребенку, насколько вы его любите, какой он хороший, но в тоже время дать понять, что он совершил серьезную ошибку. Подсказать, как исправить ошибку - вернуть украденное добро, одолжив для этого у родителей некоторую сумму, сознательно отказавшись от карманных денег.
     Если кражи были регулярными, и вы не видите сами причинной связи воровства и положения подростка в семье и его окружении, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному психологу. Далеко не каждый маленький вор ворует из-за недостатка средств. Не исключена и клептомания.
     Причины детского воровства банальны, начиная с непонимания между родителями и детьми и жесткого авторитарного контроля родителей, заканчивая обычным желанием красивой жизни. Большая часть подобных проступков совершается для привлечения внимания родителей, а также для развлечений среди друзей - подросток может попытаться таким образом повысить свой социальный статус. Ребенку может банально не хватать карманных денег, ведь и проезд, и булочка в буфете, и бутылка минеральной воды или сока стоят денег. Также не все подростки в полной мере понимают ценность денег, не зная размер зарплаты родителей и затрат семьи, не зная цен на товары и услуги. Подростку не с чем сопоставить количество карманных или украденных денег.
     Очень сильно на характер действий подростка влияет окружение. Компания любителей острых ощущений, ворующая "на спор" все подряд в торговых центрах (да и где угодно), не только дает вам понять, что ребенок попал в дурную компанию, но и дает понять, что в ваших силах проанализировать причины такой социальной заинтересованности.
     И давайте не будем забывать о следующем: если ребенок видит, как родная мама шарит по карманам папы после получки - что тогда он сможет плохого увидеть в своих действиях? Сюда же относится вынос продуктов или товаров "под полой" с работы, воровство луковиц лилий на соседних участках дачи. Даже полученные лишние деньги на сдачу, которые вы не вернули продавцу - все это показывает ребенку прелесть воровства. Очень часто ноги у бытового воровства растут именно из повторения модели отношений между родителями.
     Профилактикой воровства станет адекватное отношение к потребностям подростка, а также знание ребенка, независимо от возраста, о том, что в семье нет лишних денег, есть деньги на целевые траты. В какой-то момент придется объяснить, сколько тратится денег на питание и одежду, как родителям удается съездить в отпуск, откуда берутся подарки на день рождения. Также в семье должна быть некая касса, откуда ребенок или любой член семьи сможет взять необходимую сумму (на покупку хлеба или йогурта, на поход в кино). Конечно же, о тратах из кассы необходимо отчитываться. Также необходимо научить ребенка отделять необходимое от праздных удовольствий.
     Очень часто деньги необходимы подростку на сигареты или пиво. Такие траты оценит не любой из родителей. Пропадающие крупные суммы, драгоценности и ценные вещи могут свидетельствовать о шантаже или увлечении наркотиками. Заметив пропажу, не стоит сразу бить в колокола. На всякий случай посмотрите, не переложили ли вы сами "заначку" в другое место, не потратил ли деньги кто-то другой из вашей семьи. Особенно это касается тех, чьи дети когда-то уже провинились - неоправданные подозрения и обвинения могут выстроить высокую и толстую стену между вами.

Правила конструктивного общения родителей с ребенком

- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, а не самим ребенком.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
- Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, а не говорите.
- Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
- Сохраняйте дружелюбный тон!
- Активно и заинтересовано выслушивайте его, чаще организовывайте совместную деятельность с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
- Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.
- Помогайте, когда он просит.
- Поддерживайте каждый успех ребенка.
- Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
- Конструктивно решайте конфликты.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
- Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
- Принимайте ребенка безусловно.