Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Приёмы педагогической техники

Совершенствование форм и методов организации уроков
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слаженно. Однако, нельзя представить себе учителя, который не стремится совершенствовать методы своей работы, не пользуется элементами современных образовательных технологий на уроках. И здесь педагогу важно определить свою зону творчества.
Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываются в нечто целое, в систему. Известно пять принципов педагогической техники, каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

Принцип свободы выбора
Формула: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, задать ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них.

Принцип открытости
Формула: не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Главное достояние школьника – не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов, а единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию.
В школе в основном решают «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт В…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А жизнь ставит перед человеком «открытые» задачи, имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти работу, спутника жизни и т. д.), разные пути решения, набор вероятных ответов.
Формула: использовать в обучении «открытые» задачи.

Принцип деятельности
Формула: организовать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.
Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать. Действительно, чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляется в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Работать со знанием – это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…

Принцип обратной связи
Формула: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Учитель в уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. Без этого успешный урок непредставим.

Принцип идеальности
Формула: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы с интересами школьников, то они сами будут стремиться узнать: что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.

Повышение интереса к учебному материалу
Привлекательная цель
Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Удивляй
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием:

Отсроченная отгадка
Формула: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Можно загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Фантастическая добавка
Формула: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Лови ошибку!
Формула: объясняя материал, учитель допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно подсказывать «опасные места» интонацией или жестом.
В развитие этого приема можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.
Формула: ученик получает тест (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Практичность теории
Формула: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Пресс-конференция
Формула: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

Вопрос к тексту
Формула: перед изучением учебного текста ребятам становится задача: составить к нему список вопросов.
И еще одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приемам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает прочные знания – он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место открытым проблемам: вот это мы изучили; это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает ни кто… Природная любознательность выживает на открытом пространстве знаний.

Повторение пройденного на уроке
Самый непродуктивный, утомительный и – увы! – распространенный способ повторения – традиционно-репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.
Главный принцип активного и развивающего повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

Своя опора
Формула: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Этот прием уместен в тех случаях, если учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).
Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты не отличаются друг от друга.

Повторяем с контролем
Формула: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

Повторяем с расширением
Формула: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все) останутся как открытые проблемы данной темы.

Свои примеры
Формула: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Опрос-итог
Формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Например, что на уроке было главным? Что было интересным? Что новое сегодня узнали? Чему научились?
На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться «административными мерами», чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело – он может наравне со всеми сказать и свое мнение.
Обсуждаем домашнее задание
Формула: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был качественно закреплен?
При этом изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет мнение и учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.

Повторение изученных ранее тем
Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Но есть и своя специфика.

Своя опора
Формула: ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы.
Необязательно всем классом повторять таким образом одну тему. Пусть, например, половина учеников повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно рассказывают друг другу свои опоры.
Предложите ученикам создать «универсальную шпаргалку» по данной теме. Проведите конкурс опор-шпаргалок.

Повторяем с контролем
Формула: ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме.
Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т. д.

Повторяем с расширением
Формула: ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме.

Пересечение тем
Формула: ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, гипотезы, задачи, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.