Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Школа молодого учителя

Урок - основная организационная форма реализации принципов обучения

Урок - динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общении) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития учеников в процессе обучения.
Основные признаки урока:
• постоянный состав учащихся;
• каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;
• систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;
• сочетание в уроке фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы с учащимися;
• многообразие методов обучения и учения;
• наличие систематического текущего индивидуального контроля.

Достоинства классно - урочной системы:
• равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени:
• четкая организованность учебной работы:
• планомерное осуществление руководства учителем образованием, воспитанием и развитием учащихся:
• организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности;
• возможность знания учителем учащихся, ими - учителя, а также друг друга;
• чередование труда и отдыха, способствующее внесению ритмичности и четкости в работу всей школы;
• обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений;

Недостатки классно - урочной системы:
• сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
• ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
• трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии школьников; ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности; усреднение темпа прохождения учебного материала.

Психологические основы организации урока
1. Внешние условия - рациональность построения урока, педагогическое мастерство учителя, избранные методы и средства обучения, психологический микроклимат.
Внутренние условия - психологические особенности учащихся, их умственное развитие, отношение к учению, наличие навыков учебного труда, организованность.
2. Самоорганизация учителя - творческое рабочее самочувствие до урока и на уроке, психологический контакт с учащимися, педагогический такт, педагогический оптимизм.
3. Организация познавательной деятельности учащихся — создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельного состояния и характера взаимодействия:
• взаимодействия познавательных процессов и состояний;
• роль установки на уроке;
• организация восприятия и наблюдения;
• организация внимания учащихся (направить сознание ученика содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);
• тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышения готовности памяти к воспроизведению того, что позволит удержать в памяти более значительный материал;
• формирование понятий - основной формы логического мышления, в которой отражены существенные признаки предметов или явлений, их взаимосвязи и взаимоотношения с другими, которые формируются на основе представлений, являющихся воспроизведением образа предмета или явления;
• соблюдение требований к организации понимания учащимися сущности изучаемого материала;
• развитие мышления учащихся, его активизация;
• воспитание воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки, а также понимание;
• формирование умений и навыков (практических и мыслительных) на уроке воспроизведения и творческом уровне;
• учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:
1-ый этап - обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия
воображения;
2-ой этап - организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;
3-ий этап-закрепление через упражнения, автоматизация технических компонентов деятельности учащихся;
определение уровня умственного развития ученика по критериям:
1. наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;
2. сформированность определенной системы приемов рациональной умственной работы;
3. совокупность умений, позволяющих осуществлять перенос усвоенных приемов и способов на новые теоретические и практические задачи;
4. глубина и полнота анализа и синтеза;
5. развитость качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);
6. скорость продвижения от частного к общему;
7. экономичность мышления (нахождение кратчайшего пути к решению мыслительных задач);
8. интеллектуальная активность и самостоятельность;
• стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно - практическое значение знаний, познавательный интерес, доверие к учащемуся, личный пример);
• учет компонентов обучаемости учащихся, т. е. совокупности интеллектуальных свойств, от которых зависит продуктивность учения:
• обобщенность мыслительной деятельности, ее направленное на абстрагирование и обобщение существенного в материале;
• осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
• вариативность мыслительной деятельности;
• устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельное и, мышления и в то же время восприимчивое помощи со стороны;
формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребности в знаниях.
4. Учет и изучение индивидуальных особенностей и способностей учащихся, их учебно-познавательной деятельности.
5. Дифференцированный подход к обучению осуществляемый наряду с фронтальным обучением и способствующий глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитии умственных способностей в соответствии с их возможностями.
6. Планирование различных видов дифференцированной помощи:
• указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;
• дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. п.) ;
• запись условия в виде значков, матриц, таблиц, также словесное;
• указание алгоритма решения или выполнения;
• указание аналогичной задачи, решенной раньше;
• объяснение хода выполнения подобного задания;
• предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного;
• наведение на поиск решения определенной ассоциацией;
• указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания;
• выдача ответа или результата выполнения задания;
• расчленение сложного задания на элементарные составные части
• постановка наводящих вопросов;
• указание правил, на основании которых выполняется задание;
• предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания;
• программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Дидактические основы построения учебного процесса на уроке -
это те же положения, которые обусловлены задачами, стоящими перед школой на данном этапе развития общества, а также психологическими закономерностями овладения знаниями и умениями:
1. Определение триединой задачи урока,
вытекающей из содержания учебного материала, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям и способностям, обеспеченности средствами обучения урока, методической подготовленности учителя.
К числу образовательных задач относятся формирование у учащихся основ разносторонних общественно-политических, гуманитарных, естественно - математических, трудовых,
технических и других знаний, выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.

К воспитательным задачам обучения относятся взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.

Развивающие задачи при обучении это формирование умений и навыков учебной (практической и умственной) деятельности, развитие познавательных процессов учащихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, отвлечение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности.
2. Опора на личный опыт учащихся, включающий познавательный (знания, умения и навыки) и эмоционально-нравственный опыт (опыт пережитых чувств), приобретенный и сложившийся как в процессе организованной учебной и внеучебной работы, так и вне ее непосредственно в жизни.
3. Развитие у учащихся учебных приемов в ходе специально организованной самостоятельной деятельности с ориентацией, на развитие умственной самостоятельности. Для этого необходимо:
• обращать внимание учащихся на приемы и способы работы, которые
Используются при изучении нового материала (сравнение, анализ и др.);
• рассматривать сами, способы и приемы работы;
• раскрыть смысл формируемого способа или приема (например: сравнить - значит установить, чем похожи и чем различаются предметы);
• давать образец выполнения того приема или умения, которыми нужно вооружить учащихся (предложить план и т.п.);
• упражнять учащихся в применении формируемого приема или способа;
• требовать от них отчета о выполнении т ого или иного приема.
4. Осуществление контроля за учебной деятельностью учащихся
различными методами и приемами, с использованием разнообразных средств. При этом осуществлять все виды проверки (предварительная, текущая, итоговая), ее функции (контролирующая, воспитывающая, обучающая, развивающая и актуализирующая имеющиеся знания, умения, навыки), соблюдать дидактические требования (всесторонность, систематичность, дифференцированность).
5. Дидактически правильная организация закрепления поученного, направленного на:
• проверку правильности понимания учеником вновь воспринимаемого материала;
• организацию прочного запоминания материала путем различных приемов повторения;
• создание разнообразных условий для последующею воспроизведения полученных знаний;
• выполнение упражнений по выработке соответствующих умений и навыков;
• создание условий для более активного, сознательного и творческого применения на практике полученных знаний и умений.

Важно помнить основные условия поддержания внимания учащихся при закреплении знаний:
• осознание учеником цели своей учебной работы;
• привлекательность или ценность повторяемого и воспроизводимого учебного материала;
• благоприятная эмоционально - психологическая обстановка.
• Приемы, обеспечивающие первичное закрепление:
• учитель сам повторяет или резюмирует существенное;
• по ходу изучения нового материала учитель делает записи на доске основных вопросов или положений;
• выдерживает паузы при изложении нового материала;
• требует от учащихся кратких записей нового материала;
• организует беседы по пройденному материалу с целью его закрепления;
• сопровождает объяснение или рассказ различными иллюстрациями;
• делает обобщения логически проходимого материала (по частям).

Требования к организации учебного материала:
1. подобранные вопросы и упражнения должны быть направлены на усвоение главного материала; 2. постепенное усложнение заданий с соблюдением их доступности;
3. дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учетом индивидуальных способностей и подготовленности школьников;
4. эмоциональная привлекательность заданий и упражнений;
5. включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;
6. направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих творческой переработки информации;
7. закрепление способов деятельности;
8. обеспечение самоконтроля и самооценки работы;
9. подведение итогов.

6. Повторение учебного материала

- система разнообразных способов и форм учебной работы, ставящей своей целью закрепление знаний, углубление и обобщение ранее пройденного материала, развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся. Основные требования к организации повторения: • четкая устремленность в работе, осознание учениками стоящих перед ним задач;
• знание учениками цели и плана работы по повторению, понимание его важности и необходимости;
• мобилизация усилий учащихся на преодоление трудностей, встречающихся при повторении;
• тщательный отбор и планирование материала для повторения;
• предупреждение возможных ошибок при повторении;
• обеспечение органической связи между ранее пройденным материалом,
необходимым для восприятия нового, и новым;
• разнообразие приемов повторения;
• внесение элементов нового;
• правильное распределение времени на повторение;
• стимулирование активности учащихся в процессе повторения;
• соблюдение сочетания различных видов повторения (повторение пройденного в начале учебного года, текущее, периодическое и заключительное повторение).

7. Организация различных форм обучения учащихся на уроке по числу охвата школьников учителем.
общеклассная форма обучения - одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя. Такая форма целесообразна, если все учащиеся класса одинаково подготовлены и могут работать в одном темпе;

групповая, в процессе которой предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончании работы учитель ее оценивает;

парная форма организации познавательной деятельности целесообразна в том случае, когда хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе чего он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет имеющиеся у него знания; индивидуальная, когда учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.
Методические основы урока
1. Методы обучения - это основные виды деятельности ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
2. Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практико-мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
3. Система методов (приемов) - это простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют собой систему управления методами (приемами) познания учащихся учебного материала, приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.
4. Сущность метода заключается в организации познавательной деятельности ученика, познавательных сил и способностей.
5. Классификация методов - это подразделение их на ТОР основании на конкретные группы, а также на подгруппы.
6. Классификационные признаки группировки методов:
- источник знаний;
- характер познавательной деятельности ученика;
- руководящая роль учителя;
- степень активности ученика;
- возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника;
- условия контроля и самоконтроля за эффективность к познавательной деятельности.
7. Метод как способ учебной работы:
догматический - приобретение знаний в готовом виде;
эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);
исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы. Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения.
8. Характеристика отдельных групп методов:
• объяснительно-иллюстративные(объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;
• репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
• методы проблемного обучения:
- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мыслей учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;
-частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения отдельных этапов исследования;
- исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для познавательных проблем.
Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;
• методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
-аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
-репродуктивные, проблемно-поисковые;
-методы самостоятельной работы и работы под руководством.
• методы стимулирования и мотивации:
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
- методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, "упражнения" в выполнении требований поощрения, порицания);
• методы контроля и самоконтроля:
-устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
-письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль;
- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ программированный лабораторный контроль, лабораторно-практический самоконтроль);
• методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся
- классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний /умений, выработка и совершенствование навыков);
- определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.д.);
- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
- деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);
• методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся - жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.

9. Многообразие методов:
1) словесные методы:
-объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное);
-рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
-работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным , руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания;
-изложение - это монологическая форма работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщенные научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
-повествование — это вид изложения, в котором рассказывается о конкретных фактах, событиях, процесс протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
-описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
-рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
-проблемное изложение - это изложение, сочетающего самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставлен учителем;
-беседа — форма овладения учащимися информацией в вопрос ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки: учащиеся осознают цель беседы - все вопросы подобраны так, что учащиеся им возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, и формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса задачи следует; заключение учителя, подытоживающее результаты работы;
2) наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий умений и навыков;
3) опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практически исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения;
4) практические методы учения – это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ);
5) упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.
10. Уровни принятия решений о выборе методов обучения:
1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение определенному стереотипу методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательно-развивающих задач урока и особенностей учащихся;
2-й - решение методом проб и ошибок, попытки учителя менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но он делает это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант вновь без научного обоснования выбора;
3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, он сознательно выбирает методы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей учащихся с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.
11. Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:
- способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;
- формируют у учащихся потребность в новом знании;
- направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; - ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач целью творческой переработки учебной информации;
- обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений - основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний способов деятельности; - содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструменте познания;
- создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
12. Методы обучения на уроке должны соответствовать:
- задачам урока;
- характеру и содержанию учебного материала;
-уровню знаний, умений и навыков учащихся; материальному обеспечению урока;
- личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;
- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
- бюджету времени.