Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Прыём у 1 класс

 

  

Советы школьного психолога: ваш ребёнок - первоклассник

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь : все подчиняется учебе, школьным делам и заботам. 
Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых дней требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В связи с этим, нарушается биологическое и психологическое равновесие ребенка, снижается его стрессоустойчивость, растет внутренняя напряженность. 
В среднем привыкание ребенка к школе продолжается от трех месяцев до 1,5 лет. 
Первая неделя обучения характеризуется низким уровнем работоспособности, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы. Хотя период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на втором месяце обучения, весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма. 
Приспособление детей к новой школьной обстановке осложняется еще и тем, что совпадает по времени со вторым возрастным кризисом (эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). 

Сроки адаптации определяются следующими факторами: 
• личностными особенностями ребенка; 
• его навыками общения 
• с 6 или с 7 лет пошел ребенок в школу; 
• посещал ли он д/сад; 
• какова степень сформированности морфофункциональных систем организма (легче адаптируются здоровые, физически развитые дети, работоспособные, чем ослабленные; 
• насколько ребенок подготовлен к школе 

Изначальным фактором позитивной адаптации ребенка к школе является благоприятная семейная микросреда. 
В период адаптации ребенка к школе дома нужно окружить его вниманием, проявлять доброжелательность и терпимость. Ребенок должен чувствовать, что родители понимают важность его новых обязанностей и верят, что он с ними справится. 

Нормальной адаптации ребенка к школе препятствует неблагоприятная семейная атмосфера: конфликты в семье, психотравмирующие воздействия на ребенка, неправильные методы воспитания, нарушения требований к организации режима 1-классника. Если ребенок не вовремя ложится спать, засиживается у телевизора, компьютера, мало бывает на свежем воздухе, у него снижается работоспособность, повышается утомляемость. Тяжелые психотравмирующие переживания приводят к формированию у ребенка отрицательных черт характера (скрытность, агрессивность, тревожность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками и учителем. Постоянная нагрузка на нервную систему приводит ребенка к утомлению и может вызвать заболевание. 
Как правило, не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится с проблемами обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. 

Облегчает адаптацию к школе на первом году обучения устранение отставания в развитии ребенка, его оздоровление, соблюдение им режима дня. Не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в музыкальной школе, студиях, секциях. Пусть он сначала хорошо адаптируется к школе. 
Дома для ребенка будут полезными упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки. 

Если трудности адаптации связаны с поведением ребенка, наказывать или ругать его не нужно. Лучше спокойно разобрать ошибки в его поведении. 

Не следует в погоне за лучшей успеваемостью ребенка увеличивать для него объем домашних заданий. Это сократит время отдыха ребенка, интерес к учебе может снизиться. 

Говоря с ребенком о школе, спрашивайте, чему он научился, что узнал нового, как складывались его взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Узнавая о его успехах и достижениях, поинтересуйтесь успехами других ребят, чтобы ребенок не рос эгоистом и зазнайкой. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: « Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Продолжить выполнение трудного задания можно после отдыха. 

Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи - залог хорошей учебы. 


                                                   Памятка родителям 1-классника

• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость. 
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться. Ребенок имеет право на ошибку. 
• Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. 
• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. 
• Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь с ними справится на первом году обучения. 
• Поддерживайте у ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны повысить интеллектуальные достижения. 
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о его педагоге. 
• Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры.

                   Советы школьного психолога: ваш ребёнок - пятиклассник 
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. 

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

Среди трудностей школьной жизни 5-классники называют следующие: 
• Очень много разных учителей (их нужно запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); 
• Непривычное расписание уроков; 
• Много разных кабинетов, которые неизвестно где расположены; 
• Новый классный руководитель; 
• Новые дети в классе; 
• Проблемы со старшеклассниками (в столовой, на перемене); 
• Больше д/заданий; 
• Новые требования к оформлению работ; 
• Необходимость самостоятельно находить дополнительную лит-ру и работать с ней; 

В случае трудностей адаптации о них может свидетельствовать: 
• Усталый внешний вид ребенка; 
• Его нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне; 
• Стремление отвлечь взрослого от разговора о школьных событиях; 
• Нежелание выполнять д/з; 
• Негативные высказывания о школе; 
• Жалобы на плохое самочувствие, беспокойный сон; 

Ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, иногда и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Этот страх приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в полной мере своих возможностей. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают до половины всех 5-классников. В свою очередь, родители, нацеливая ребенка «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок. 

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться спад успеваемости, т. к. дети скорее заняты изучением формы, а не содержания учебной деятельности. 

Родители должны помочь ребенку в понимании и принятии новой системы требований, налаживании отношений с учителями и сверстниками. 

Возраст уч-ся 5 класса является переходным от младшего школьного к младшему подростковому. 
Стремление подростка обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от взрослых, которое проявляется в негативизме – желании противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты. По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. 
Переходя из начальной школы в среднюю, подросток подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. 

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Ученики чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. 

В начальной школе дети всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации, следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневнике и доведена до сведения родителей. 

В средней школе учащиеся в основном предоставлены сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, решать конфликтные ситуации. 

Некоторые подростки в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. 

Другие настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что не способны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это ведет к снижению успеваемости. 

Обязательно контролируйте своего ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в 5 классе. Помогайте ему выполнять трудные задания. Предлагайте выход из сложной ситуации. 

Помните, что по научно обоснованным нормам на выполнение всех домашних заданий ученик 5,6 класса должен тратить до 2,5 часов. Помогайте ему придерживаться данных норм, соблюдать режим дня: это важно для здоровья и хорошего отношения к учебе. 

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Он начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений является рассеянность, ослабление внимания, памяти. Для адаптации в такой ситуации нужно больше времени. 

Одной из особенностей младших подростков является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны это хорошо, т. к. многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет подросткам идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Именно в этот период хорошо бы спланировать свободное время подростка, чтобы у него не оставалось времени на «глупости» и на бесцельное времяпровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки, секции, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию. 

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. У ребенка есть возможность начать новую учебную жизнь. Ученик с закрепившейся репутацией троечника может повысить свою успеваемость. Многие старшеклассники вспоминают, что в именно в 5 классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету. И этот интерес способствовал повышению качества их обучения и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. 

Подросток узнает свои сильные и слабые стороны, учится смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общается.

Советы школьного психолога: агрессивный ребёнок 
Портрет агрессивного ребенка 
Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, употребляет грубые выражения и т. д. 

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. 

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. 

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они не могут сами оценить свою агрессивность. Им кажется, что весь мир хочет обидеть их. 
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, у них преобладают отрицательные эмоции, защитные реакции. 

                                                  Истоки агрессивности 
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а наоборот, взращивают его. Ведь всем известно, что зло порождает зло. 

Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. 

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией. 

Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. 

                             Как помочь агрессивному ребенку? 
Усилия взрослых необходимо направить на следующее: 
1. Обучение агрессивного ребенка приемлемым способам выражения гнева. 
2. Обучение его навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 
3. Формирование у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию. 

Работа с гневом. 
Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева - недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые. Но психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, т. к. таким образом, мы можем стать «копилкой гнева», которая в один прекрасный день может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой или криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Поэтому от гнева нужно освобождаться, но мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. 

Опасные способы выражения агрессии: 
• Критиковать, кипятиться 
• Обижаться, огрызаться, оскорблять, обвинять 
• Жаловаться, Страдать 
• Злиться, запугивать 
• Грызть ногти 
• Грубить, грозить 
• Обманывать себя и других, что ты совсем не злишься 

Безопасные способы выражения агрессии: 
• Заниматься спортом, физическим трудом 
• Говорить, что чувствуешь 
• Затопать 
• Колотить подушку, боксерскую грушу 
• Рвать бумагу 
• Спокойно глубоко подышать, вдыхая через нос, выдыхая через рот 

Если тебя обидели: 
Напиши 3 письма (отправлять и показывать обидчику их не нужно, написание их поможет избавиться от негативных переживаний) 
- Письмо обидчику («выскажи» ему все, что ты о нем думаешь). 
- Предположительный ответ обидчика. 
- Письмо-прощение. 
Обидчика можно нарисовать. Фигурку обидчика можно слепить из пластилина, потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. 

Все способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. 

Шпаргалка для взрослых 
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. 
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 
3. Не разговаривать с агрессивным ребенком на повышенных тонах, чтобы не провоцировать у него усиление агрессивных импульсов. 
4. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. 
5. Наказания не должны унижать ребенка. 
6. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 
7. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после негативного события. 
8. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 
9. Развивать способность к эмпатии. 
10. Учить брать ответственность на себя. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

                       Советы школьного психолога: тревожный ребенок 
Что такое тревожность?
В настоящее время увеличилось число эмоционально неустойчивых, тревожных детей. Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: теракты, войны, катастрофы, неблагоприятная экономическая ситуация. Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им предается общая тревога. 
Тревожность - это устойчивое отрицательное беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих. 

Особенности тревожного ребенка 
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, большим количеством страхов. Они очень чувствительны, мнительны, впечатлительны. 

Часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в боязни браться за новое сложное задание, в болезненном восприятии критики, обвинении себя во многих неудачах. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников. 

У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий они живые, общительные, на занятиях зажаты, напряжены, отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут начать заикаться. Речь их может быть очень быстрой или замедленной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. 

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, др.). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. 

Причины детской тревожности 
1.Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью: 
• непринятие ребенка; 
• агрессивность; 
• излишняя опека, ограждение его от трудностей и неприятностей жизни; 
• завышенные требования к ребенку, с которыми ему трудно справиться; 
• непоследовательность и противоречивость воспитательных воздействий; 
• ситуация соперничества 
2. Травмирующие обстоятельства: попадание в больницу, развод родителей, смерть близкого, др.. 
3. Негативное отношение со стороны одноклассников или педагога. 
4. Адаптация к новым условиям обучения и воспитания (поступление в школу, переход из начальной школы в среднюю). 
5. Школьная тревожность (боязнь контрольных работ, ответов у доски, ошибок) 

Рекомендации, которые помогут предотвратить или уменьшить детскую тревожность 
Работа с тревожным ребенком строится в трех направлениях: 
Повышение самооценки. 
Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать»). Чтобы снизить риск неуспеха, желательно поэтапно выстраивать иерархию заданий: начинать с простых. Тревожность часто вызывается неизвестностью, поэтому, предлагая задание, составьте план. 

При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон. В случае неуспеха нужно максимально снизить его эффект. Самое главное, чтобы неуспех не привел к отвержению ребенком себя («Раз у меня не получился рисунок, значит я плохой!»). 

Недопустимо сравнение ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше). Оптимистические прогнозы на завтра не дают ребенку повода считать себя безнадежным, способствуют повышению уверенности в себе. 

Не ставьте тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. 

Для повышения самооценки чаще называйте ребенка по имени, хвалите в присутствии других детей и взрослых. 

Полезно разыгрывать тревожащие ребенка ситуации, например, боязнь учителя. 

Нельзя угрожать невыполнимыми обещаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!». 

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. 
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!). 

Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание в крайнем случае. Не унижайте ребенка, наказывая его. 

Если по каким-то объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. 
Доверяйте ребенку. Будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

                          Советы школьного психолога: ваш ребёнок - левша 

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их ребенок рисует или пишет левой рукой. Пытаются его переучить. Родителей можно понять. Леворукость привлекает внимание. Обеспокоенные родители часто в присутствии ребенка обсуждают складывающуюся перспективу, тревожась за будущее ребенка. И с малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость. 

Мозг знает, что делает. 
Левши ничуть и ничем не хуже правшей. Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если более активно правое полушарие-человек становится левшой. Левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. 
Переучивание левшей приводит к возникновению невротических проблем: нарушается сон и аппетит, появляются головные боли, страхи, может возникнуть заикание, энурез, др. 

Чем они отличаются? 
Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирает работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии. 
Левши более эмоциональны. У них хорошо развита интуиция. Они склонны к гуманитарным наукам, а правши – к точным. 

Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность левши, будьте с ним чуткими и доброжелательными. 

Большие проблемы маленьких. 
Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением. Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей все наоборот. Учитывайте эту особенность, когда будете обучать ребенка правилам дорожного движения. 

Ребенку-левше труднее запомнить направление хода стрелок при ориентировании по часам. 
Многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это и замедляет процесс обучения, расстраивать не стоит. 

Возможные затруднения при обучении чтению и письму. 
Леворукий ребенок может пытаться читать справа налево или из середины текста, может терять строку. Необходимо время и терпение, чтобы научить его воспринимать текст. 

У леворуких детей чаще, чем у праворуких проявляются трудности обучения письму: зеркальное письмо, нарушения почерка, неправильное начертание букв, медленнее скорость письма и хуже связность письма. С опорой на индивидуальные особенности (лучше запоминает зрительные образы, объяснения, образные сравнения) необходимо выстроить систематическую коррекционную работу с ребенком При выполнении письменных заданий фиксировать место начала записи, прослеживать соблюдение строки. Учить проверять последовательность и количество букв в слове. 

Правила при выполнении домашних заданий. 
Для леворукого ребенка необходимо создавать определенные условия дома и в школе. 
• При письме свет должен падать справа. 
• Выделить за партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. 
• Нельзя требовать от ребенка безотрывного письма. 
• Ребенок должен учиться писать, не загораживая себе линию строки. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед. 
• Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему труднее, чем другим детям. 
• Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее их запоминает. Лепка букв и цифр помогает быстрее усвоить технику письма. 

Памятка для родителей. 
• Леворукость – не патология, а один из вариантов нормы. 
• Никогда не проявляйте негативное отношение к тому, что ваш ребенок – левша. 
• Откройте для своего ребенка мир лепки и рисования, вязания, плетения, макраме. 
• Писать левой рукой непросто - поэтому помогите ребенку избегать перегрузки и переутомления. 
• Левую руку ребенка нужно развивать: предлагать завязывать и развязывать узелки, выкладывать мозаику, собирать пазлы, закручивать - раскручивать мелкие детали, крутить – вертеть карандаш в руке. 
• Все занятия с ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно продолжить занятие учебной деятельностью. 
• Большой деликатности требуют воспитательные беседы с леворуким ребенком. Важно объяснять ему вред стеснения и маскировки леворукости. Следует помогать ему преодолевать чувство мнимой неполноценности. Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно ваш ребенок – один из них!? 
• Развивайте в ребенке чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. 
• Единая тактика поведения учителя и родителей, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворукому ребенку избежать отрицательного влияния «праворукой» среды и успешно адаптироваться к школе. 

Определение ведущей руки. 
1. Вспомните, какой рукой чаще пользовался ребенок в раннем возрасте? (брал погремушку, ложку, др.). 
2. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу? 
3. В какой руке он держит карандаш во время рисования? 
4. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Что это за рука? 
5. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху? 
6. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху? 

Воспринимайте своего ребенка таким, какой он есть и тогда леворукость не превратится в проблему!